Недействующий

О государственной программе Новгородской области "Обеспечение экономического развития Новгородской области на 2014 - 2021 годы" (с изменениями на 15 апреля 2019 года)


Таблица 2 - Показатели, характеризующие состояние розничной торговли на территории области

N п/п

Наименование показателя

Значение показателя по годам

2011

2012

2013

1

2

3

4

5

1.

Оборот розничной торговли (млн. руб.)

67745,7

76986,2

85365,3

2.

Индекс физического объема оборота розничной торговли (% к предыдущему году)

105,8

108,6

104,5

3.

Оборот розничной торговли на душу населения (тыс. руб.)

107,3

122,6

136,4

4.

Индекс физического объема оборота розничной торговли на душу населения (% к предыдущему году)

106,6

109,1

104,8

5.

Доля непродовольственных товаров в обороте розничной торговли (% от оборота розничной торговли)

49,2

51,2

51,3

6.

Индекс потребительских цен на продовольственные товары (%) (декабрь к декабрю предыдущего года)

101,5

106,8

108,5


На протяжении 2011 - 2013 годов в области наблюдалась положительная динамика оборота розничной торговли. За 9 месяцев 2014 года темп роста оборота розничной торговли в области составил 105,4 %, что выше показателя по Российской Федерации (102,3 %) на 3,1 %.


По обороту розничной торговли на душу населения в 2011 году область находилась на 7 месте в Северо-Западном федеральном округе, в 2013 году - на 6 месте.


Одной из основных причин невысокого объема среднедушевого оборота розничной торговли в области является низкий уровень денежных доходов на душу населения.


В 2013 году по уровню среднедушевых денежных доходов населения область находилась на 6 месте в Северо-Западном федеральном округе.


Для увеличения показателя оборота розничной торговли на душу населения, кроме повышения уровня доходов населения области в целях увеличения покупательной способности, необходимо дальнейшее развитие конкуренции на потребительском рынке области, а также привлечение денежных средств из-за пределов области, в том числе за счет развития индустрии туризма.


Положительным фактором стало появление на территории области федеральных продовольственных торговых сетей. Если до 2008 года значительная доля денежных средств населения области вывозилась в Санкт-Петербург, то в настоящее время покупательские предпочтения остаются на стороне предприятий торговли, расположенных на территории области. По состоянию на 1 сентября 2014 года, на территории области размещены 206 торговых объектов девяти федеральных сетевых компаний, основная часть которых сосредоточена в областном центре.


Успешно развивается в области сеть магазинов формата "дискаунтер". По состоянию на 1 сентября 2014 года количество магазинов под брендом "Магнит" составило 74 единицы, "Пятерочка" - 51, "Дикси" - 31, "Вольный купец" - 20, "Верный" - 11, "Полушка" - 11, "Семья" - 7, "Лента" - 1.


Несмотря на положительные тенденции присутствия крупных операторов розничной продовольственной торговли имеются определенные трудности сбыта продукции местных товаропроизводителей в розничные торговые сети федерального значения. Указанные операторы розничной торговли зачастую предъявляют товаропроизводителям продовольственной продукции требования относительно больших объемов поставок и низких цен, которые производители не в состоянии обеспечить. Существенную трудность для местных поставщиков представляет централизация закупок, распространенная у сетевых операторов. Основная доля поставок в этом случае осуществляется через распределительные центры (оптовые склады), входящие в структуру сетей. При осуществлении поставок товаров посредством распределительных центров предприятие пищевой промышленности должно иметь значительную производственную мощность, способную удовлетворить потребности практически всех магазинов торговой сети.


В настоящее время только одна торговая сеть ("Вольный купец") ввела и успешно применяет практику закупки товаров от местных поставщиков, минуя распределительный центр. Теперь любой местный поставщик, чей товар отвечает требованиям качества и безопасности, имеет возможность поставлять его в розничные торговые объекты этой торговой сети.


Розничную торговлю непродовольственными товарами на территории области в основном осуществляют региональные операторы. Территориальная близость таких мегаполисов, как Москва и Санкт-Петербург, где непродовольственные товары представлены в более широком ассортименте по более конкурентным ценам, способствует оттоку денежных средств из области. Покупку дорогостоящих товаров таких, как автомобили, бытовая техника, видеотехника, мебель многие жители области предпочитают совершать именно в этих городах.


Увеличение количества торговых объектов стационарной сети происходит за счет нового строительства, перевода помещений из жилого фонда в нежилой фонд, а также перепрофилирования ранее открытых, но низкорентабельных предприятий розничной торговли.


При открытии новых предприятий розничной торговли большое внимание уделяется оформлению и дизайну торговых залов, благоустройству прилегающих территорий и фасадов зданий, рекламным вывескам.


Все больше предприятий торговли применяют передовые технологии с использованием современного оборудования и прогрессивных форм торговли, таких как самообслуживание, расчет с покупателями с использованием банковских карт, компьютеризируют учет товародвижения. Все это позволяет обеспечить более высокий уровень обслуживания покупателей, увеличить пропускную способность предприятий торговли. Регулярно проводятся рекламные акции, внедряются дисконтные карты льготного обслуживания постоянных клиентов.