Таблица 4. Структура импорта в январе - марте 2017 года
N п/п | Наименование товара | Импорт (тыс. долларов США) |
1. | Текстиль, текстильные изделия и обувь | 36434,3 |
2. | Продукция химической промышленности, каучук | 20937,1 |
3. | Машины, оборудование и транспортные средства | 17346,7 |
4. | Древесина и целлюлозно-бумажные изделия | 7974,4 |
5. | Металлы и изделия из них | 4531,0 |
6. | Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье | 1857,7 |
7. | Другие товары | 1507,9 |
8. | Минеральные продукты | 251,3 |
За последние годы малые и средние предприятия, освоив новые методы и формы международного сотрудничества и внедрив инновационные подходы в производстве и управлении, доказывают свое право на участие во внешнеэкономической деятельности. Увеличение экспортных поставок со стороны субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - МСП) - значимый ресурс для развития Новгородской области.
Сегодня в регионе на внешние рынки ориентированы 72 субъекта МСП, что составляет 37,0 % от общего числа организаций, работающих на экспорт. Для поддержки экспортно ориентированных субъектов МСП на базе Новгородского фонда поддержки малого предпринимательства с 2011 года функционирует Региональный центр координации поддержки экспортно ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства.
На фоне роста внешнеторгового оборота и увеличения в его структуре доли экспорта есть ряд проблем, которые тормозят развитие экспортного потенциала региона. Основные из них:
отсутствие комплексной системы поддержи экспорта, объединяющей усилия власти, предприятий и организаций, ориентирующихся на внешние рынки;
отсутствие региональной информационно-аналитической системы с пошаговым описанием процедур, связанных с выходом за рубеж;
недостаточный уровень подготовки кадров во внешнеторговой сфере.
Для решения существующих проблем необходимо:
продвижение положительного имиджа региона за рубежом;
популяризация экспортной деятельности;
доработка областной законодательной базы с целью стимулирования развития экспортной деятельности;
расширение прямых международных контактов;
реализация финансовых и нефинансовых инструментов поддержки экспорта, в том числе оказание информационно-консультационных услуг;
проведение индивидуальной работы с каждым потенциальным и действующим экспортером.