Недействующий

О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЕ "ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАКОННОСТИ, ПРАВОПОРЯДКА И ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2014 - 2020 ГОДЫ" (с изменениями на: 09.01.2017)


 1. Общая характеристика сферы реализации Государственной программы


Государственная программа реализуется в сфере безопасности населения области по нескольким направлениям:

профилактика преступлений и иных правонарушений на территории области;

повышение безопасности дорожного движения;

противодействие незаконному обороту наркотиков, снижение масштабов злоупотребления алкогольной продукцией, профилактика алкоголизма и наркомании;

повышение эффективности региональной системы профилактики безнадзорности, правонарушений и преступлений несовершеннолетних.

Правительством Вологодской области, органами исполнительной государственной власти области, органами местного самоуправления области совместно с органами внутренних дел и иными правоохранительными органами области осуществляется систематическая работа по развитию государственной системы профилактики правонарушений.

В области функционируют постоянно действующее Координационное совещание по обеспечению правопорядка в Вологодской области, антитеррористическая комиссия Вологодской области, антинаркотическая комиссия Вологодской области, областная межведомственная комиссия по профилактике правонарушений, областная комиссия по обеспечению безопасности дорожного движения, областная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, консультативный совет по межнациональным и межконфессиональным отношениям.

Анализ статистических данных показывает, что на территории области сохраняется стойкая тенденция к сокращению числа зарегистрированных преступлений, в том числе совершенных несовершеннолетними, а также преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств.

За последние пять лет в Вологодской области сохраняется стойкая тенденция снижения преступных деяний. В сравнении с 2008 годом общий массив преступности снизился на 5937 преступлений с 29763 до 23826 (-20%); тяжкие и особо тяжкие составы - на 2736 преступлений с 7648 до 4912 (-23.5%), в сфере семейно-бытовых отношений - на 1242 преступления с 2996 до 1754 (-41.4%). Число имущественных преступлений сократилось на 1415 преступлений с 12169 до 10754 (-11.6%), в том числе краж с проникновением - с 4261 до 3191, из объектов торговли - с 507 до 319, из квартир - с 1184 до 698. Раскрываемость преступлений, которая является базовым критерием работы органов внутренних дел, улучшена практически по всем видам преступных деяний.

На положительные результаты повлияла реализация областных долгосрочных целевых программ правоохранительной направленности в 2009 - 2012 годах: "Профилактика преступлений и иных правонарушений в Вологодской области", "Повышение безопасности дорожного движения в Вологодской области", "Комплексные меры по противодействию незаконному обороту наркотиков и снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией, профилактике алкоголизма и наркомании в Вологодской области на 2010 - 2012 годы", областной долгосрочной целевой программы по обеспечению социальной адаптации и реабилитации лиц, отбывших наказание в местах лишения свободы.

Данные программы соответствовали общей концепции, определенной решениями заседания Государственного Совета Российской Федерации от 29 июня 2007 года, и содержали мероприятия, направленные на профилактику правонарушений, совершаемых в общественных местах, несовершеннолетними, лицами, освободившимися из мест лишения свободы, противодействие алкоголизму и наркомании, способствовали внедрению комплекса технических средств в деятельность по охране правопорядка.

Вместе с тем по итогам 2012 года на фоне снижения количества зарегистрированных преступлений увеличилось количество преступлений, совершенных лицами в состоянии алкогольного опьянения и лицами, ранее их совершавшими.

Лицами в состоянии опьянения в области совершается каждое пятое преступление, лицами, ранее их совершавшими, - каждое третье преступление.

Опасения вызывает рецидивная преступность. Количество преступлений, совершенных лицами, ранее их совершавшими, по итогам 2012 года составило 7681, в 2008 году - 4953.

Правовые меры в отношении этих лиц в обязательном порядке должны дополняться социально-бытовым устройством и квотированием рабочих мест.

Не ослабевает проблема с подростковой преступностью. Отсутствие внешкольной занятости, невовлеченность в учебу и другие общественно полезные процессы нередко приводят несовершеннолетних и молодых людей на преступный путь.

Несовершеннолетними и при их соучастии в Вологодской области за 2012 год совершено 1047 преступлений (для сравнения: в 2008 году несовершеннолетними совершено 1539 преступлений, в 2009 году - 1198 преступлений, в 2010 году - 1049 преступлений, в 2011 году - 1053 преступления).

Доля несовершеннолетних, достигших возраста привлечения к уголовной ответственности и совершивших преступления, от общего числа населения области в возрасте от 14 до 18 лет уменьшилась с 2.4% в 2008 году до 1.9% в 2012 году.

Имеется тенденция к увеличению числа родителей, не исполняющих должным образом свои обязанности по содержанию, воспитанию и обучению детей и состоящих по этой причине на учете в подразделениях органов внутренних дел.

Основу работы по защите прав и интересов несовершеннолетних, борьбе с детской беспризорностью и безнадзорностью составляет организация досуга несовершеннолетних, являющаяся действенным методом предотвращения вовлечения их в противоправное поведение и группы деструктивной направленности. С этой целью в области реализуются мероприятия физкультурно-оздоровительного и спортивно-массового характера с несовершеннолетними, включая проведение товарищеских футбольных матчей, различных социальных конкурсов, антинаркотических массовых акций, введение в эксплуатацию новых спорткомплексов, стадионов, спортивных площадок, организацию работы кружков, клубов, спортивных секций.

В современных условиях важное значение имеет обеспечение доступности пользования указанными учреждениями и сооружениями для детей из семей с низким уровнем дохода.

Существенным сегментом преступности является массив преступлений, совершенных на улицах и в других общественных местах. Данные преступления являются ярким показателем состояния общественного порядка для населения. В целях профилактики уличной преступности в крупных населенных пунктах области активно внедряются системы видеонаблюдения АПК "Безопасный город", но в настоящее время их количества явно недостаточно.

К началу 2013 года в 27 территориальных ОВД области установлено 306 камер видеонаблюдения с выводом изображения на мониторы дежурных частей органов внутренних дел. В рамках программы профилактики преступлений и иных правонарушений на внедрение АПК "Безопасный город" в г. Вологде, Сокольском, Великоустюгском и Верховажском районах в 2012 году из областного бюджета было выделено 37207.7 тыс. рублей.

С использованием систем видеонаблюдения в 2012 году раскрыто 32 преступления (в 2011 году - 15), выявлено 6358 административных правонарушений (в 2011 году - 2135).

В области в 2006 - 2012 годах были реализованы мероприятия федеральной и областной долгосрочных целевых программ по повышению безопасности дорожного движения. Все денежные средства, выделенные в данный период из федерального (более 70 млн. рублей) и областного (более 160 млн. рублей) бюджетов, освоены в полном объеме.

В течение последних лет достигнута основная цель - снижение количества погибших в результате дорожно-транспортных происшествий людей. Так, по сравнению с базовым 2004 годом количество погибших в 2012 году снизилось более чем в 1.5 раза, а в абсолютных показателях уменьшилось с 378 до 207.

В связи с тем что основной причиной аварийности на автодорогах области является превышение или несоответствие скоростного режима конкретным дорожным условиям, в 2012 году была проведена работа по созданию Центра автоматизированной фиксации административных правонарушений в области безопасности дорожного движения (далее - ЦАФАП). 25 января 2013 года данный Центр приступил к работе. В настоящее время ЦАФАП обслуживает подразделения Госавтоинспекции области, имеющие комплексы автоматической фиксации административных правонарушений.

Принимаемые меры позволили по итогам 2012 года по сравнению с 2011 годом сократить число дорожно-транспортных происшествий (далее - ДТП) на 27.4% (с 270 до 196) - по вине пешеходов, на 27.1% (со 129 до 94) - по причине выезда на полосу встречного движения, на 15.4% (с 52 до 44) - при осуществлении пассажирских перевозок по вине водителей автобусов.