Иркутская область относится к территориям высокого уровня техногенной и природной опасности, более половины населения Иркутской области проживает в условиях повышенного риска, вызванных угрозой чрезвычайных ситуаций различного характера.
На территории Иркутской области в соответствии с распоряжением Правительства Иркутской области от 19 марта 2013 года N 10 ДСП утвержден перечень из 84 потенциально опасных объектов, в числе которых:
химически опасных - 41 объект;
взрывопожароопасных - 39 объектов (включая 1 радиационно опасный объект). Высокий класс опасности Иркутской области обусловливается наличием в промышленности, энергетике и коммунальном хозяйстве большого количества радиационно-, химически-, биологически-, пожаро- и взрывоопасных производств, технологий и материалов.
Помимо химически и взрывопожароопасных объектов на территории Иркутской области функционируют 4 гидродинамических опасных объекта (Иркутская, Братская, Усть-Илимская и Мамаканская гидроэлектростанции), расположение которых определяет вероятность возникновения обширных зон катастрофического затопления в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
(в ред. Приказа министерства имущественных отношений Иркутской области от 21.05.2015 N 21/пр)
По территории Иркутской области проходит 4 нефтепродуктопровода общей протяженностью 1638,17 км.
На территории Иркутской области произошли чрезвычайные ситуации, последствия которых удалось смягчить и ликвидировать:
12 января 2013 года при столкновении двух составов на железнодорожном перегоне в Слюдянском районе (погибло 2 человека из локомотивной бригады);
25 апреля 2012 года при розливе нефтепродуктов на акватории р. Ангара в районе водозабора, обеспечивающего питьевой водой население Черемховского района, г. Черемхово и г. Свирска;
23 сентября 2011 года при ликвидации последствий пожаров в г. Братске и Братском районе.
Опасность для населения Иркутской области обусловливается наличием в промышленности, энергетике и коммунальном хозяйстве большого количества радиационно-, химически-, биологически-, пожаро- и взрывоопасных производств, технологий и материалов. Возможность возникновения аварий усугубляется износом основных производственных фондов, но главное, низкими темпами модернизации, нарушением регламентных и профилактических работ, падением на производстве технологической дисциплины.
В государственном докладе "О состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера за 2012 год" признано, что система защиты населения и территории Иркутской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера обеспечила безопасность жизнедеятельности населения и объектов экономики за истекший период.
Однако возрастающая с каждым годом опасность возникновения возникающих чрезвычайных ситуаций требует программного подхода в области гражданской обороны и к организации мероприятий.
В соответствии с Федеральными законами от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне" на Правительство Иркутской области возложены полномочия по организации и проведению на межмуниципальном и региональном уровне мероприятий по гражданской обороне, предупреждению чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий.
Областное государственное казенное учреждение "Центр по гражданской обороне, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций" (далее - ОГКУ "Центр ГО и ЧС") создано в целях осуществления полномочий Иркутской области по организации и проведению на межмуниципальном и региональном уровне мероприятий по гражданской обороне, предупреждению чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий.
Ведомственная целевая программа направлена на поддержание должного уровня защиты населения и территорий Иркутской области от чрезвычайных ситуаций, достижение поставленной цели, поэтапный контроль выполнения мероприятий и оценку их результатов.