Основу для развития туризма в области составляет разнообразие природы региона с его уникальным северным ландшафтом, лесами, озерами и реками, а также значительный историко-культурный потенциал и богатые культурные традиции. В регионе развивается весь комплекс индустрии гостеприимства: транспорт, отдых, лечение, экскурсии, культурно-познавательный досуг, образование, что в конечном итоге работает на устойчивость доходов от туризма.
Конкурентными преимуществами области в развитии туризма являются:
- уникальное по богатству и разнообразию историко-культурное и природное наследие;
- территория бытования народных художественных промыслов - "Северная чернь", "Шемогодская резьба по бересте", "Вологодское кружево", "Домшинская береста";
- самобытная деревенская культура и народные традиции;
- экологически чистые продукты питания, "Вологодское масло";
- формирование новых туристских брендов;
- известные люди прошлого и настоящего.
Туризм играет важную роль в решении социальных проблем, обеспечивая создание новых рабочих мест, рост занятости и повышение благосостояния населения страны. В настоящее время туризм является одним из важных направлений, влияющим на рост экономики, в том числе на развитие таких сфер экономической деятельности, как услуги туристских компаний, коллективные средства размещения, транспорт, связь, торговля, производство сувенирной и иной продукции, питание, сельское хозяйство, строительство и другие отрасли, тем самым выступая катализатором социально-экономического развития региона.
В 2012 году число участников путешествий по области составило 1.94 млн. посетителей и увеличилось по сравнению с 2011 годом на 7.7%. Наиболее посещаемыми территориями области являются города Вологда и Череповец, Кирилловский и Великоустюгский районы, на которые приходится более 70% туристов.
Доля туризма в структуре ВРП области с учетом мультипликативного эффекта оценивается в 4.2%. В 2012 году в консолидированный бюджет Вологодской области от организаций сферы туризма и сопутствующих отраслей поступило 192.3 млн. рублей. Средняя численность работников, занятых в сфере туризма и сопутствующих отраслях, составляет 18.0 тыс. человек.
В области зарегистрировано 220 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих туристскую деятельность. На территории области оказывают услуги по размещению туристов 135 коллективных средств размещения и 100 гостевых сельских домов.
По данным муниципальных образований области в 2012 году:
- создано 286 новых рабочих мест в сфере туризма и сопутствующих отраслях;
- введены в эксплуатацию 42 объекта сферы туризма и сопутствующих отраслей, в том числе 16 гостиниц (в том числе гостиниц квартирного типа), 19 кафе и ресторанов, 7 объектов придорожного сервиса.
В городах Вологде и Череповце и 22 районах области развиваются туристские бренды. На территории муниципальных образований области разработаны и реализуются более 150 туристских маршрутов и программ.
Особую популярность и привлекательность создают в области интерактивные программы, такие как посещение:
- Вотчины Деда Мороза в Великом Устюге,
- Княжеской гридницы в Белозерске,
- царства Золотой рыбки в с. Липин Бор Вашкинского района,
- архитектурно-этнографического музея "Семенково" в д. Семенково Вологодского района.
Основными проблемами в сфере туризма области являются:
умеренно-континентальный климат (короткое лето и продолжительная зима), высокая сезонность. Решение данной проблемы видится в инновационном подходе, который заключается в маятниковой организации туристской инфраструктуры. При таком подходе развиваются зимние проекты (например, Великий Устюг - родина Деда Мороза), весенние проекты (например, приключенческий туризм, сплавы по рекам), летние (например, дестинация Белоозеро) и всесезонные (например, Вологодская слобода);
недостаточный уровень профессиональной подготовки кадров в сфере туризма. Данная проблема решается через проведение комплекса мероприятий, направленных на повышение качества услуг и обучение персонала, а также знакомство с передовым опытом через участие в выставках, форумах, семинарах и других мероприятиях за пределами региона;
недостаточное развитие объектов индустрии развлечений;
несоответствие цены и качества услуг. Решение указанной проблемы видится в развитии конкуренции, а также в повышении квалификации персонала;
недостаточное информационное обеспечение продвижения областного туристского продукта на внутреннем и внешнем рынках. Необходимо планирование информационного продвижения с использованием всех доступных технологий: телевидение, интернет, баннеры, специализированные издания.
Преодоление указанных проблем невозможно только за счет использования действующих рыночных механизмов без активного координирующего участия со стороны государства. В ближайшей перспективе недостаточность государственной поддержки в сфере туризма в Вологодской области может привести: