Действующий

О государственной программе "Социальная поддержка граждан в Вологодской области на 2014 - 2020 годы" (с изменениями на 15 февраля 2021 года)



I. Характеристика сферы реализации подпрограммы 3


Организация отдыха, оздоровления и занятости детей, являясь приоритетным направлением социальной политики Вологодской области, строится на принципах предоставления равных прав и возможностей для каждого ребенка на отдых и оздоровление, оказания адресной помощи социально не защищенным категориям детей.


В Вологодской области проживают 126 тыс. детей школьного возраста, в том числе более 17 тыс. детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. Одной из причин ухудшения детского здоровья является недостаточная эффективность профилактических и коррекционных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей. Ежегодно более 80 тыс. детей школьного возраста охвачены различными формами отдыха, оздоровления и занятости, что составляет более 70% от числа детей школьного возраста.


Одной из приоритетных задач является недопущение сокращения количества организаций отдыха детей и их оздоровления, осуществляющих свою деятельность на территории области. В период с 2002 по 2012 годы количество оздоровительных учреждений различных форм собственности уменьшилось с 56 до 25. В 2012 году в области функционировало 25 организаций отдыха детей и их оздоровления, в том числе 19 загородных оздоровительных лагерей сезонного действия и 6 санаторно-курортных лагерей круглогодичного действия.


Уменьшение числа организаций отдыха детей и их оздоровления происходит вследствие их слабой материально-технической базы, высокой степени изношенности инженерных сетей, отсутствия оборудования для пищеблоков и медицинских кабинетов, недостаточного количества спортивного оборудования, инвентаря для организации культурно-досуговой работы с детьми и пр.


Из 18 организаций отдыха детей и их оздоровления, находящихся в областной и муниципальной собственности, 13 действующих загородных оздоровительных лагерей; 15 - в деревянном исполнении; 7 - требуют капитальных ремонтов, в 8 - требуются ремонт и замена системы водоснабжения и водоотведения; деятельность 4 областных и муниципальных загородных оздоровительных лагерей приостановлена из-за несоответствия материально-технической базы действующим СанПиНам.


Большинство загородных оздоровительных лагерей территориально попадают в водоохранные зоны, следовательно, арендная плата за землю становится выше. Это неизбежно приводит к росту стоимости путевок, отказу балансодержателей сохранять и развивать загородные оздоровительные базы для детей. Необходимы средства на благоустройство пляжей (в 2012 году к эксплуатации было допущено 9 пляжей), оборудование пожарных водоемов, иные мероприятия, направленные на обеспечение безопасного пребывания детей в лагерях.


Ежегодно происходит увеличение стоимости путевок в оздоровительные учреждения области. В 2012 году среднеобластная стоимость путевки в загородный оздоровительный лагерь (при продолжительности смены 21 день) составила 12432 рубля, что выше уровня 2011 года на 5.1% (2011 год - 11823 рубля).


Сохраняется тенденция передачи детских оздоровительных лагерей в муниципальную собственность. Этот процесс требует соответствующего финансирования из местных бюджетов, однако выделяемых средств на содержание лагерей, как правило, не хватает.


Вследствие низкой заработной платы работников, некомфортных условий проживания персонала в более 40% загородных оздоровительных лагерей остро стоит проблема комплектования квалифицированными кадрами.


В связи с уменьшением числа загородных оздоровительных лагерей и удорожанием стоимости путевок прослеживается тенденция к снижению количества детей, имеющих возможность отдохнуть в данных лагерях. Значительной реорганизации требует структура отдыха детей и их оздоровления. Необходимо стимулировать развитие новых, эффективных форм отдыха детей и их оздоровления, разработку и внедрение передовых технологий и методов оздоровительной работы с детьми.


Для сохранения и развития существующей системы детского отдыха и оздоровления необходимо разработать и реализовать меры по поддержке областных и муниципальных загородных оздоровительных лагерей, созданию условий для беспрепятственного доступа детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья к местам отдыха.


Мероприятия по организации занятости подростков в свободное от учебы время приобретают особо значимый характер, являются необходимыми и востребованными для большинства несовершеннолетних граждан, в том числе проживающих в сельской местности.


Организация занятости подростков в свободное от учебы время позволит не только приобщить их к труду, но и вовремя предупредить различные асоциальные явления, снизить социальную напряженность, оказать благоприятное воздействие на формирование характера, нравственных устоев, моральных качеств детей.


Ежегодно из областного бюджета выделяются средства на проведение оздоровительной кампании детей, что позволяет удерживать показатель охвата детей и подростков организованными формами отдыха, оздоровления и занятости на уровне не ниже 72% от общего числа детей в возрасте от 6 до 18 лет, проживающих на территории области.