Действующий

О государственной программе "Социальная поддержка граждан в Вологодской области на 2014 - 2020 годы" (с изменениями на 15 февраля 2021 года)



I. Характеристика сферы реализации подпрограммы


Приоритетами государственной политики в сфере защиты прав детства являются сохранение ребенку семьи и обеспечение социальных прав и гарантий детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.


По состоянию на 1 июля 2014 года в Вологодской области количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составляло 5321 человек. За последние три года наблюдается тенденция сокращения числа детей данной категории на 7.5% (на 1 января 2013 года - 5600 человек, на 1 января 2012 года - 5756 человек).


В настоящее время 4066 детей проживает в семьях, что составляет 76.4% от общего числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в 2012 году - 74.8%, 2013 году - 75.5%). Наиболее успешно развивается институт приемной семьи, в 1532 приемных семьях воспитывается 2023 ребенка - 49.7% от общего числа детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в семьях граждан (в 2012 году - 1624 ребенка в 1190 семьях (38.8%), в 2013 году - 1991 ребенок в 1465 семьях (48.2%). Все это обуславливает необходимость деятельности органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних и организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, направленной на профилактику "вторичного сиротства", защиту социальных прав и гарантий подопечных, создание системы профессионального сопровождения замещающей семьи.


В региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, состоят 1159 человек (на 1 июля 2014 года). По сравнению с 2013 годом их число снизилось на 8%.


Состояние физического и психического здоровья воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, их возрастные особенности обуславливают проблему устройства детей на семейные формы воспитания, низкие темпы снижения числа детей, состоящих на учете в региональном банке данных.


Решению указанных проблем будут способствовать мероприятия подпрограммы, предусматривающие деятельность по развитию семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе связанные с развитием служб содействия устройству детей-сирот в семьи граждан и сопровождения приемной семьи, предоставлением субвенций бюджетам муниципальных образований на организацию и осуществление деятельности по опеке и попечительству несовершеннолетних, социальную поддержку детей-сирот, находящихся под опекой (попечительством) в семьях граждан.


Процессы развития семейных форм устройства детей повлияли на сокращение числа воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. За три года количество несовершеннолетних, проживающих в детских домах, сократилось на 24.8% (с 1158 до 870 человек), количество организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, снизилось с 28 (2011 год) до 22 (2014 год).


В настоящее время в контингенте воспитанников 85% - дети подросткового и старшего школьного возраста, 40% - дети с ограниченными возможностями здоровья, 80% - дети, имеющие братьев и сестер. Организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нацелены на разукрупнение с созданием условий, приближенных к семейным, домашним. В настоящее время преобладают учреждения, где предельная наполняемость составляет менее 60 воспитанников.


В 7 организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, созданы службы содействия устройству детей-сирот в семьи граждан, которые осуществляют психолого-педагогическую подготовку и правовое консультирование семей, принимающих на воспитание детей. Ежегодно около 300 человек проходит обучение по программам подготовки кандидатов в замещающие родители. За последние три года из организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, передано на воспитание в семьи граждан 390 детей.


Функционирует 4 службы постинтернатного сопровождения выпускников, которые являются структурными подразделениями детских домов. За 2012 - 2013 годы специалистами служб оказана социально-педагогическая и психологическая поддержка 450 выпускникам.


В рамках современной государственной политики требуются формирование новых структурно-функциональных моделей организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих адресную направленность своей деятельности на разные целевые аудитории (дети-сироты и их кровные семьи, замещающие семьи, дети-сироты с ограниченными возможностями здоровья, дети-сироты подросткового возраста); разработка и внедрение в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, новых социальных услуг.


Решению проблем будет способствовать реализация мероприятий подпрограммы, направленных на реформирование сети и деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.


В соответствии с действующим законодательством дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа обеспечены мерами социальной поддержки с целью реализации ими права на образование, жилое помещение, отдых и оздоровление. Обеспечение социальной защищенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотрено в мероприятиях подпрограммы через предоставление субвенций бюджетам муниципальных образований на выполнение отдельных государственных полномочий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.


Не снижается актуальность проблем адаптации выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни в постинтернатный период. С 2013 года в области обеспечен учет выпускников детских домов с целью отслеживания их становления и оказания своевременной помощи в трудной жизненной ситуации. В областную электронную систему учета внесены данные о 510 выпускниках 2011 - 2013 годов. Согласно мониторингу около 35% выпускников нуждаются в различных видах социально-педагогической и психологической помощи, в сопровождении при переходе на независимое проживание.