Результаты эффективности предпринятых мер за последние 7 лет
N п/п | Название индикатора, показателя | Единица измерения | 2006 год | 2012 год | Темп роста (снижения) |
1. | Количество лиц с впервые установленным диагнозом "наркомания" | чел. | 1094 | 573 | -47,6% |
2. | Количество лиц, состоящих на диспансерном учете с диагнозом "наркомания" | чел. | 13220 | 10043 | -24,0% |
3. | Количество случаев смерти от отравления наркотическими средствами, токсическими и психотропными веществами | случ. | 271 | 87 | -67,9% |
(в ред. Постановления Правительства Иркутской области от 09.06.2014 N 276-пп) | |||||
4. | Количество лиц, признанных негодными к военной службе в связи с употреблением наркотических средств, токсических и психотропных веществ | чел. | 191 | 11 | -94,2% |
(в ред. Постановления Правительства Иркутской области от 09.06.2014 N 276-пп) | |||||
5. | Количество специалистов, прошедших обучение на семинарах и тренингах | чел. | 372 | 1488 | +299% |
6. | Количество учащихся в средних специальных и высших профессиональных учебных заведениях, принявших участие в мероприятиях по профилактике социально-негативных явлений | чел. | - | 74536 | +100% |
Вместе с тем ситуация в сфере молодежной политики в Иркутской области характеризуется рядом негативных факторов и тенденций.
1. Недостаточная социальная и гражданская активность молодежи, иждивенческая и пассивная позиция, отсутствие у молодежи навыков командной работы, самоуправления, самоорганизации, нежелание молодежи брать ответственность за существующую ситуацию в обществе, свое поведение. Решение этих проблем планируется через реализацию ведомственной целевой программы "Выявление, поддержка и обеспечение самореализации талантливой и социально активной молодежи".
2. Несмотря на предпринимаемые меры, в Иркутской области сохраняются негативные тенденции в сфере незаконного потребления наркотических средств, токсических и психотропных веществ: Иркутская область входит в двадцатку нарконеблагополучных регионов Российской Федерации. Уровень наркотизации населения Иркутской области последние несколько лет является сравнительно высоким: наркотизация населения области почти в два раза превышает среднероссийский уровень. В 2011 году по уровню наркопотребления Иркутская область находилась на 12-м месте по Российской Федерации и на 5-м месте по Сибирскому федеральному округу. Решение данных вопросов связано с реализацией подпрограммы "Комплексные меры профилактики злоупотребления наркотическими средствами, токсическими и психотропными веществами".
(в ред. Постановления Правительства Иркутской области от 09.06.2014 N 276-пп)
3. Низкий уровень профессионального самоопределения молодежи и, как следствие, большое количество молодых специалистов, имеющих невостребованную специальность или специальность, не соответствующую складу и типу личности человека, не раскрывающую потенциал личности. По данным социологического исследования в рамках государственного доклада "Молодежь Иркутской области" в 2012 году, 51,9% молодых людей работают не по специальности. В то же время на предприятиях Иркутской области, особенно в производственной сфере, наблюдается нехватка специалистов. Вопросы развития профессиональной ориентации молодежи, поддержки временной и сезонной молодежной занятости будут решаться через реализацию ведомственной целевой программы "Обеспечение занятости и профессиональное становление молодежи", а также основного мероприятия "Оказание поддержки молодежи для профессиональной ориентации".
4. Снижение в молодежной среде ценностного отношения к семье и браку, что приводит к значительному росту разводов среди молодых супружеских пар. В среднем на 1000 браков в Иркутской области приходится 684 развода. В целях поддержки молодой семьи, оказания психолого-педагогической, правовой, консультационной помощи молодым семьям, формирования у молодежи позитивного отношения к институту семьи разработана ведомственная целевая программа "Поддержка молодых семей, формирование позитивного отношения к институту семьи".
5. Социальная изолированность молодых людей, находящихся в трудной жизненной ситуации, отсутствие возможностей для полноценной социализации и вовлечения в трудовую деятельность. Мероприятия, направленные на работу с молодежью, оказавшейся в трудной жизненной ситуации, включены в ведомственную целевую программу "Интеграция в общество молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации".
6. Низкий уровень развития инфраструктуры молодежной политики, доступности и качества услуг в сфере молодежной политики. Только в 5 муниципальных образованиях Иркутской области (г. Черемхово, г. Свирск, г. Братск, Усть-Илимский, Усольский районы) действуют муниципальные учреждения по работе с молодежью. В то же время в Красноярском крае учреждения по работе с молодежью работают в 71,4% муниципалитетов. На уровне муниципальных образований Иркутской области недостаточно эффективно реализуются стратегические задачи государственной молодежной политики в связи с несформированной кадровой политикой отрасли, неразвитой материально-технической базой, нехваткой финансирования сферы молодежной политики. Молодежные и детские объединения, обладая высоким потенциалом социализации и самореализации молодежи, также не всегда имеют необходимые для этого ресурсы. Кроме того, доступность услуг (работ) в сфере молодежной политики затрудняется низкой информированностью молодежи о проектах, реализуемых в сфере молодежной политики, как областного, так и федерального уровня. Для решения этих задач разработана подпрограмма "Государственная молодежная политика", а также основное мероприятие "Оказание поддержки муниципальным образованиям Иркутской области в реализации программ по работе с детьми и молодежью".
7. Недостаточная подготовленность молодежи к службе в Вооруженных Силах, в том числе по показателям здоровья, физического развития, психологической готовности действовать в сложных ситуациях, а также негативное отношение молодых людей к службе в армии. Следует отметить, что не во всех муниципальных образованиях Иркутской области уделяется достаточно внимания координации действий общественных объединений и органов местного самоуправления в работе по патриотическому воспитанию. Наблюдается недостаточное материально-техническое оснащение организаций, участвующих в патриотическом воспитании молодежи Иркутской области. Устаревшая материально-техническая база или ее отсутствие в патриотических объединениях, клубах, центрах снижает эффективность подготовки молодых граждан к военной службе в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также интерес к изучению истории России, Иркутской области. Кроме того, средства массовой информации мало отражают вопросы патриотического и духовно-нравственного воспитания. На решение данных вопросов направлена реализация ведомственной целевой программы "Патриотическое воспитание граждан в Иркутской области и допризывная подготовка молодежи".
8. Утратил силу. - Постановление Правительства Иркутской области от 25.03.2014 N 167-пп.
Важнейшие приоритеты государственной молодежной политики на федеральном уровне отражены в следующих нормативных правовых актах:
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р;
Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 года N 2403-р;