1. В 2012 году Российской Федерацией в соответствии с Федеральным законом от 3 мая 2012 года N 46-ФЗ "О ратификации Конвенции о правах инвалидов" ратифицирована Конвенция о правах инвалидов (далее именуется - Конвенция о правах инвалидов), утвердившая принципы, на которых должна строиться политика государства в отношении инвалидов.
Согласно Конвенции о правах инвалидов государства-участники должны принимать надлежащие меры для обеспечения инвалидам наравне с другими гражданами беспрепятственного доступа к физическому окружению (здания и сооружения, окружающие человека в повседневной жизни), транспорту, информации и связи, а также другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым населению.
Разработка Программы, в рамках которой будет осуществлен комплекс мероприятий, направленных на устранение существующих барьеров, препятствующих доступу к объектам социальной инфраструктуры и транспорта, информации, медицинским и социально-реабилитационным услугам, осуществляется с учетом:
Конвенции о правах инвалидов;
Федерального закона от 3 мая 2012 года N 46-ФЗ "О ратификации Конвенции о правах инвалидов";
постановления Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 года N 1225 "О предоставлении субсидий из федерального бюджета на реализацию мероприятий государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Российской Федерации";
распоряжения Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 года N 2181-р;
Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р;
распоряжения Правительства Челябинской области от 15.08.2013 года N 168-рп "О Совете при Правительстве Челябинской области по делам инвалидов".
Необходимость разработки Программы определена наличием неблагоприятных условий и факторов в сфере создания в Челябинской области безбарьерной среды жизнедеятельности для инвалидов.
Актуальность данной проблемы определяется большим количеством граждан с инвалидностью, приводящей к ограничению жизнедеятельности и вызывающей необходимость развития системы социальной защиты инвалидов. Инвалиды, в том числе дети-инвалиды, являются одной из самых незащищенных категорий населения Челябинской области, которым требуется дополнительная поддержка со стороны государства.
2. Количество инвалидов и качество их жизни наряду с демографическими показателями является одной из основных характеристик общественного здоровья. На 1 августа 2013 года в Челябинской области проживает 232910 инвалидов, что составляет 6,7 процента от общей численности населения Челябинской области, в том числе:
инвалиды I группы - 20309 человек;
инвалиды II группы - 108900 человек;
инвалиды III группы - 92741 человек;
дети-инвалиды - 10960 человек.
При этом значительная доля инвалидов (133919 человек) имеет I и II группы инвалидности вследствие тяжелых и средних степеней ограничений жизнедеятельности.
Многие инвалиды испытывают затруднения в передвижении из-за невозможности безопасного перемещения по улицам в связи с отсутствием световых табло, светофоров со звуковым сопровождением, иных устройств, обеспечивающих беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры, информации и услугам, неприспособленностью общественного транспорта к нуждам инвалидов. Таким образом, большинство социально значимых объектов из-за отсутствия элементарных приспособлений (пандусы, звуковые и световые указатели) недоступны для инвалидов, в связи с чем проблема создания доступной среды жизнедеятельности инвалидов и МГН остается актуальной на всей территории Челябинской области.
3. Исходя из положений Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", одним из основных направлений государственной социальной политики, проводимой в Челябинской области в отношении инвалидов, является комплексная реабилитация инвалидов, направленная на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности инвалидов с целью восстановления их социального статуса.
В соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалидам рекомендуется трудоустройство, однако условия труда не всегда доступны людям с ограниченными возможностями. Для трудоустройства зачастую необходимо образование, а в школах, средних специальных учебных заведениях и высших учебных заведениях практически отсутствует безбарьерная среда. Дети и подростки, ограниченные в движении, не должны быть оторваны от общества, для них должны быть созданы условия для обучения в обычных школах. Необходимо формировать толерантное отношение детского и взрослого населения к людям с ограниченными возможностями, развивать инфраструктуру территории, доступной для данной категории граждан.
В этой связи в качестве важнейшего условия, обеспечивающего комплексность реабилитационных мероприятий, рассматривается создание безбарьерной, доступной для инвалидов среды жизнедеятельности, то есть среды, оборудованной с учетом потребностей инвалидов и позволяющей им вести независимый образ жизни.
В целях реализации комплексного подхода к созданию доступной (безбарьерной) среды для инвалидов и других маломобильных групп населения, обеспечения их беспрепятственного доступа к объектам и услугам наравне с другими учитываются потребности всех категорий инвалидов: инвалидов по зрению, по слуху, инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках, инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата, инвалидов с ментальными нарушениями.
4. В настоящее время улучшение качества и уровня жизни инвалидов, их социальная адаптация, реабилитация, создание благоприятной среды для жизнедеятельности МГН являются важнейшими направлениями социально-экономического развития Челябинской области.
Создание доступной среды позволит инвалидам и другим МГН независимо от их состояния, физических возможностей и других ограничений, иметь возможность беспрепятственного доступа к любым объектам социальной, общественной, транспортной и иной инфраструктуры, а также свободно передвигаться по любому выбранному маршруту; таким образом, люди с инвалидностью и иные МГН смогут реализовать свое право на труд, образование, общественную жизнь и другие неотъемлемые сферы жизни современного человека.