Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ И ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ" НА 2014 - 2018 ГОДЫ (с изменениями на: 17.09.2014)

Раздел 6. АНАЛИЗ РИСКОВ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ И ОПИСАНИЕ МЕР УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ


Реализация государственной программы подвержена влиянию следующих групп рисков и негативных факторов.

Снижение общей инвестиционной привлекательности экономики Российской Федерации вследствие сохранения кризисных тенденций и стагнации в экономике.

В настоящее время уровень таких рисков является умеренным. Несмотря на снижение министерством экономического развития Российской Федерации оценки роста валового внутреннего продукта Российской Федерации за первое полугодие 2013 года с 1,7% до 1,4% прогноз по итогам 2013 года сохраняется на уровне 2,4%. В среднесрочной перспективе также сохраняется прогноз умеренного роста экономики Российской Федерации.

Вместе с тем, восстановление экономики наиболее развитых стран происходит более высокими темпами, что, с одной стороны, будет способствовать повышению спроса на экспортируемые из России товары, с другой стороны, отвлечет часть инвестиционных ресурсов.

Для минимизации рисков предусмотрено более активное продвижение бренда региона и самостоятельный поиск регионом потенциальных инвесторов, принятие нормативных правовых актов в сфере защиты прав инвесторов и поддержки инвестиционной деятельности.

Усиление конкуренции между субъектами Российской Федерации за инвестиционные ресурсы.

Уровень данной группы рисков является высоким. Наряду с возможным ухудшением общей инвестиционной привлекательности экономики Российской Федерации, большая часть субъектов Российской Федерации приступила к реализации Стандарта. Перед субъектами Российской Федерации стоят сложные задачи по обеспечению сбалансированности бюджетов в условиях реализации "майских" Указов Президента Российской Федерации, ухудшения внешней конъюнктуры, снижения темпов экономического роста. Это приведет к тому, что конкуренция за инвестиционные ресурсы между субъектами Российской Федерации усилится.

Для минимизации влияния этого риска в государственной программе предусмотрены меры по ускорению внедрения Стандарта, предоставлению особых преференций инвесторам, проведению аудита административных процедур с целью минимизации административных барьеров.

В рамках государственной программы необходимо будет завершить процесс формирования нормативно-правовой базы осуществления инвестиционной деятельности, что также даст конкурентное преимущество Иркутской области. Наряду с этим, планируется разработка и реализация Инвестиционной стратегии Иркутской области на период до 2025 года. Документом предусматривается проведение анализа конкурентных преимуществ и слабых сторон региона (относительно других регионов) с точки зрения инвестиционной привлекательности. Исследование условий инвестирования на конкурентных территориях и рынках позволит сформировать конкурентоспособное предложение потенциальным инвесторам.

Необходимо обеспечить постоянный мониторинг реализации инвестиционной политики в регионах-конкурентах с целью принятия оперативных мер и возможной корректировки мероприятий данной государственной программы.

Минимизация влияния данного риска также будет зависеть от эффективной реализации государственных программ "Государственная поддержка приоритетных отраслей экономики" и "Совершенствования механизмов управления экономическим развитием".

Усиление сырьевой ориентации экономики Иркутской области.

В настоящее время уровень влияния данной группы рисков является умеренным. Сектора, связанные с добычей и первичной переработкой сырьевых ресурсов являются наиболее инвестиционно-привлекательными. Ориентация экономической политики на данные сектора не позволит обеспечить качественный экономический рост и устойчивость социально-экономической системы региона, так как сырьевые сектора подвержены влиянию мировой конъюнктуры, которая характеризуется высокой волатильностью.

В качестве основной меры государственной программы, направленной на минимизацию влияния данной группы рисков, служит формирование кластеров, в том числе топливно-энергетического кластера. Предоставление налоговых послаблений позволит сформировать в топливно-энергетическом комплексе единую цепочку от добычи до поставки продукции конечному потребителю.

Ряд мер государственной программы направлен на увеличение доли продукции глубокой степени переработки и в лесном комплексе, в том числе путем отбора и поддержки приоритетных инвестиционных проектов.

По этому направлению также необходимо обеспечить координацию с реализацией государственной программы "Государственная поддержка приоритетных отраслей экономики".

Высокая конкуренция на рынках инновационной продукции.

Уровень влияния данной группы рисков является высоким. Иркутская область не входит в число инновационно-развитых регионов, несмотря на значительный научно-технический потенциал. На рынках высокотехнологичной продукции доминирует продукция иностранных производителей. За последние годы ситуация с внедрением инноваций в Иркутской области не претерпела значительных изменений.

Минимизация влияния данной группы рисков будет осуществляться в рамках государственной программы при помощи следующих мер:

формирование инновационной инфраструктуры. Данное направление включает в себя формирование нормативно-правовой базы, способствующей разработке и внедрению инноваций, а также институтов поддержки инноваций (бизнес-инкубаторов, технопарков, центров коллективного доступа, центров трансфера технологий и др.);

поиск свободных ниш на рынке инновационной продукции, отвечающих возможностям Иркутской области. В рамках государственной программы будет осуществляться анализ научно-технического и инновационного потенциала региона на предмет удовлетворения (формирования) потребностей в инновационной продукции. Главным ориентиром будут служить традиционные для Иркутской области виды экономической деятельности, а также возможности удовлетворения внутреннего спроса населения региона.

Риск недостаточной обеспеченности финансовыми ресурсами мероприятий государственной программы.

Уровень влияния данной группы рисков является умеренным. Неисполнение прогноза по доходам бюджета может привести к сокращению финансирования государственной программы и сложностями в выполнении некоторых мероприятий.

В качестве мер, снижающих степень влияния данных рисков, необходимо выделить: стимулирование открытой конкуренции среди потенциальных подрядчиков (исполнителях мероприятий) государственной программы, выделение более жестких приоритетов при оказании государственной поддержки, формирование системы мониторинга и оценки эффективности программных мероприятий с целью возможного перераспределения средств внутри государственной программы.