Иркутская область обладает развитым промышленным комплексом. Основными отраслями специализации региона являются: электроэнергетика, алюминиевая промышленность, деревообработка и целлюлозно-бумажная промышленность, нефтеперерабатывающая и нефтехимическая отрасли, транспортное машиностроение.
Сдерживающими факторами развития промышленной сферы Иркутской области являются:
высокий уровень износа основных промышленно-производственных фондов;
низкая конкурентоспособность выпускаемой продукции;
переполнение рынка продукцией зарубежных товаропроизводителей;
повышенные, по сравнению с зарубежными предприятиями-аналогами, удельные расходы сырья, материальных, энергетических и трудовых ресурсов;
низкая рентабельность производства продукции и убыточность деятельности ряда промышленных предприятий;
дефицит квалифицированных кадров для новых профессий, технологий и производств;
недостаточное внимание менеджмента к проблемам охраны окружающей среды и качеству воспроизводства человеческого ресурса.
В общероссийском производстве в 2012 году перерабатывающая промышленность Иркутской области представлена производством товаров с небольшой добавленной стоимостью, вывозимых за ее пределы для конечных стадий переработки: синтетические смолы и пластмассы (53%) алюминий (34%), целлюлоза (30%), круглый лес (17%) и пиломатериалы (10%).
В последние годы темпы роста промышленного производства Иркутской области значительно превосходили аналогичный показатель по Российской Федерации. Вместе с тем, темпы роста в обрабатывающих производствах или лишь незначительно превосходили среднероссийские, или даже отставали от них. Это свидетельствует об углублении специализации промышленного производства области на добывающем секторе. Это говорит о необходимости приоритетного развития обрабатывающих производств во всех секторах экономики.
Существующие проблемы в развитии промышленности наглядно иллюстрирует устойчиво снижающийся индекс обрабатывающего производства - целевой показатель государственной программы, представленный, согласно данным официальной статистики в таблице 1:
Таблица 1
2010 | 2011 | 2012 | 2013 | |
Индекс обрабатывающего производства, % | 113,2 | 92,7 | 98,5 | 98,3 |
В Иркутской области сосредоточен один из самых крупных в восточных регионах Российской Федерации научный, научно-образовательный и инновационный потенциал.
Он включает 9 академических институтов Иркутского научного центра СО РАН, 5 институтов Восточно-Сибирского научного центра СО РАМН, научно-исследовательские организации сельскохозяйственного направления, более 20 прикладных научно-исследовательских и проектных институтов.
Инфраструктура инновационной деятельности Иркутской области включает 15 элементов регионального значения. Это технопарки, бизнес-инкубаторы, центры трансфера технологий, центры коллективного пользования научным оборудованием и приборами, консалтинговые организации, а также центры переподготовки и повышения квалификации кадров инновационной сферы.
В настоящее время в Иркутской области для развития научной, научно-технической и инновационной деятельности создана необходимая правовая база. Принят Закон Иркутской области от 5 мая 2004 года N 21-оз "Об областной государственной поддержке научной, научно-технической и инновационной деятельности", постановлением Правительства Иркутской области от 9 октября 2009 года N 285/64-пп утверждено Положение о предоставлении субсидий из областного бюджета в целях возмещения затрат на осуществление инновационной деятельности.
С 2004 года в Иркутской области проводятся конкурсы инновационных проектов для оказания областной государственной поддержки субъектам инновационной деятельности в форме субсидий. На основании заявок органов государственной власти Иркутской области на 2013 год сформирован перечень из 50 научно-исследовательских работ и опытно-конструкторских разработок. В 2014 - 2016 годах ожидается увеличение количества заявок.
По предварительным оценкам исполнителей проектов, ожидаемый эффект от внедрения проектов в экономику и социальную сферу Иркутской области в виде дополнительных поступлений в бюджеты всех уровней и снижения государственных расходов, оценивается суммой более 40 млн. рублей при затратах областного бюджета 13 млн. рублей в 2013 - 2015 годах.