В целях реализации задач, определенных Программой, а также выполнения решений федеральных и региональных органов власти по вопросам функционирования АПК, необходимо наряду с преобразованием структуры сельскохозяйственного производства, внедрением прогрессивных форм организации и оплаты труда, улучшением качества производимой продукции - все меры направить на экономические преобразования в аграрном секторе.
При этом приоритетными, в условиях дефицита бюджетных средств, будут следующие мероприятия:
- инвентаризация всех долгов-обязательств, по возможности проведение их реструктуризации;
- инвентаризация земель и всех основных фондов, а также проведение списания, консервации и переоценки пришедших в негодность или незадействованных активов;
- инвентаризация объектов социально-культурной сферы и передача их на баланс муниципальных образований;
- введение особого порядка контроля за финансово-хозяйственной деятельностью хронически неплатежеспособных хозяйств, установление лимитов финансирования, в том числе на управленческий аппарат;
- регистрация и оценка эффективности всех бартерных сделок, осуществляемых сельхозпредприятиями;
- совершенствование внутрихозяйственных отношений;
- снижение материальных затрат, экономия энергоносителей, наведение порядка в учете, в том числе для предотвращения фактов краж и хищений, упорядочение вывоза сельхозпродукции за пределы республики:
- строгий учет материальных затрат, связанных с содержанием личного скота работников сельхозпредприятий, малообеспеченных семей и пенсионеров с последующей компенсацией или взаимозачетами;
- отслеживание соблюдения нормативных расчетов производства сельскохозяйственной продукции на гектар сельхозугодий и на рубль материальных затрат;
- совершенствование кадровой политики и кадрового потенциала в агропромышленном комплексе Республики Калмыкия.
Рынок производства сельскохозяйственной продукции в Республике Калмыкия является многоукладным и представлен на современном этапе следующими категориями хозяйств:
- сельскохозяйственные предприятия (колхозы, совхозы, КСП, товарищества, АО и т.д.);
- крестьянские ( фермерские ) хозяйства;
- личные подсобные хозяйства граждан.
Совершенствование форм собственности и хозяйствования будет осуществляться исходя из принципов, что каждая категория хозяйств имеет определенные экономические направления в сельскохозяйственном производстве, а их объединение по отдельным технологическим стадиям производственного процесса или же в самой системе разделения труда обеспечивает наивысший эффект в производстве продуктов питания.
Особое внимание должно быть уделено экономическому положению неплатежеспособных хозяйств и эффективности ведения отраслей сельского хозяйства.
Следует разобраться с имущественными паями и земельными долями. Вместе с трудоспособным населением определиться по организационно-правовым формам хозяйствования и провести перерегистрацию предприятий до 1 января 1999 года (кроме табунного коневодства и верблюдоводства, в качестве исключения, поскольку десятилетиями продолжающийся спад поголовья лошадей и верблюдов является трагедией национальной значимости).
Необходим дифференцированный подход к реорганизации хозяйств:
- 1 группа хозяйств - это рентабельные предприятия;
- 2 группа - хозяйства экономически неустойчивые, с убытком до 10%, с низкими производственными показателями;
- 3 группа - хронически убыточные хозяйства. Их убыток от производственно-финансовой деятельности выше 10%, а кредиторская задолженность превышает стоимость ликвидных основных средств.
Необходимо продолжить работу по реализации Договора о сотрудничестве с Российским фондом поддержки аграрной реформы и сельского развития (г. Москва) от 25.06.97 г. и проведению эксперимента реформирования пилотных хозяйств в соответствии с действующим законодательством, и постановлением Правительства Республики Калмыкия от 21 ноября 1997 года N 311 "О реформировании агропромышленного комплекса Республики Калмыкия", предусмотрев реализацию всех прав собственников земельных долей.
Для первой группы хозяйств должно быть предусмотрено:
- выдача свидетельств на земельные доли и имущественные паи; приведение в соответствие с требованиями законодательства их организационно-правовых форм; углубление принципов внутрихозяйственного расчета; совершенствование структуры управления и внутрихозяйственных связей основанных на принципах кооперации; использование конкретной системы заключения договоров аренды земельных долей и имущественных паев с пенсионерами; работниками социальной сферы; установление численности работников в соответствии с объемами производства; развитие широкой интеграции с промышленными предприятиями; развитие вертикальной кооперации по вопросам переработки и сбыта сельхозпродукции. Все эти преобразования базируются на интенсификации отрасли, внедрении новых технологий, обеспечивающих более высокое развитие сельскохозяйственного производства.
Со второй группой работа по углублению аграрных преобразований должна проводиться в основном в том же направлении, что и с первой группой, однако большее внимание должно быть уделено оптимизации структуры производства, сочетанию отраслей, развитию личного подворья, возможной интеграции с промышленными перерабатывающими предприятиями.
С третьей группой хозяйств необходимо провести незамедлительное и глубокое реформирование , включающее следующие направления: