Проблема обеспечения безопасности дорожного движения, характеризующаяся сложностью и многоплановостью, приобрела особую остроту в последнее десятилетие в связи с возрастающей диспропорцией между приростом количества автомототранспортных средств и протяженностью улично-дорожной сети. По оценкам специалистов потери, связанные с аварийностью, в несколько раз превышают ущерб от железнодорожных катастроф, пожаров и других видов несчастных случаев.
Анализ состояния и динамики аварийности на автомобильном транспорте показывает, что уровень дорожно-транспортного травматизма в стране продолжает оставаться недопустимо высоким. Начиная с 2001 года обстановка с обеспечением безопасности дорожного движения в Российской Федерации ухудшилась, количество ДТП, число погибших и раненых в них людей увеличилось соответственно на 4,3%; 4,5% и 4,7%. Прирост данных '" показателей в 2002 году возрос и составил: 12,1%; 7,5% и 14,9% (таблица 1).
Таблица 1. Общее количество ДТП по России, число погибших и раненых в них людей
Годы | ДТП | Погибло | Ранено | Тяжесть последствий ДТП | |||
абс. | % к АППГ | абс. | % к АППГ | абс. | % к АППГ | ||
1998 | 160300 | + 2,4 | 29021 | + 4,9 | 183846 | + 3,3 | 13,6 |
1999 | 159823 | -0,3 | 29718 | + 2,4 | 182123 | -0,9 | 14,0 |
2000 | 157596 | -1,4 | 29594 | -0,4 | 179401 | -1,5 | 14,2 |
2001 | 164403 | 4,3 | 30916 | 4,5 | 187790 | 4,7 | 14,1 |
2002 | 184365 | 12,1 | 33243 | 7,5 | 215678 | 14,9 | 13,4 |
6 мес. 2003 г. | 79206 | 8,0 | 12641 | 1,3 | 94433 | 11,3 | 11,8 |
За последние пять лет (1998-2002 гг.) в Республике Калмыкия совершено 1431 дорожно-транспортное происшествие, в которых погибли 413 и ранены 1787 человек. В сравнении с предшествующими пятью годами (1993-1997гг.) при росте общего количества ДТП на 4,6% и числа получивших ранения на 25,1%, число погибших людей уменьшилось на 3,7% (таблица 2).
Анализ динамики аварийности свидетельствует о наличии периодов снижения количества ДТП и числа пострадавших в них людей. За последнее десятилетие максимальный уровень аварийности в республике был зарегистрирован в 1994 году. В последующие три года (1995-97гг.) наблюдалось улучшение положения дел в республике с обеспечением безопасности дорожного движения. Однако, третий год подряд (с 2000 по 2003 годы) сохраняется устойчивая тенденция роста абсолютных и относительных показателей аварийности в республике, как и в целом по России.
Необходимо отметить, что прошедшее пятилетие характеризуется сокращением такого относительного показателя, как тяжесть последствий ДТП (число погибших на 100 пострадавших): с 23,1 до 18,6%. Вместе с тем, тяжесть последствий ДТП по республике все еще остается высокой и превышает средний показатель 'тяжести последствий по России (13,4 -14,2%). В 1999 году дорожно-транспортные происшествия в республике привели к наиболее тяжелым последствиям: из каждых 100 пострадавших в ДТП погибли 21 человек (рисунок 1).
Таблица 2. Показатели аварийности в Республике Калмыкия (1988-2002гг.)
Годы | Кол-во ДТП | Погибли в ДТП, чел. | Ранено в ДТП, чел. | Тяжесть последствий | Число пострадавших на 100 тыс. насел. | Число погибших в 100 ДТП | Кол-во ДТП на 10 тыс. ед. ТС | ||||
РФ | РК | РФ | РК | РФ | РК | РФ | РК | ||||
1988 | 315 | 110 | 324 | 12,8 | 25,3 | 138,3 | 16,1 | 34,9 | 69,6 | ||
1989 | 356 | 137 | 344 | 13,6 | 28,4 | 163,1 | 17,2 | 38,5 | 80,5 | ||
1990 | 405 | 121 | 400 | 14,1 | 23,2 | 169,1 | 17,9 | 29,9 | 84,8 | ||
1991 | 385 | 139 | 389 | 14,9 | 26,3 | 169,6 | 19,0 | 36,1 | 85,4 | ||
1992 | 346 | 138 | 351 | 15,4 | 28,2 | 158,8 | 149,6 | 19,7 | 39,9 | 71,6 | 61,9 |
За 5 лет | 1807 | 645 | 1808 | 26,3 | |||||||
1993 | 292 | 86 | 284 | 16,1 | 23,2 | 155,0 | 115,0 | 20,8 | 29,4 | 65,7 | 44,7 |
1994 | 315 | 102 | 336 | 15,8 | 23,3 | 152,0 | 136,7 | 20,4 | 32,4 | 61,0 | 43,9 |
1995 | 290 | 90 | 295 | 15,1 | 23,4 | 146,1 | 120,4 | 19,6 | 31,0 | 57,0 | 37,4 |
1996 | 243 | 76 | 258 | 14,2 | 22,8 | 140,5 | 104,9 | 18,4 | 31,3 | 53,6 | 31,0 |
1997 | 228 | 75 | 255 | 13,5 | 22,7 | 138,9 | 94,4 | 17,7 | 32,9 | 52,3 | 31,4 |
За 5 лет | 1368-24,3 | 429 -33,4 | 1428 -21,0 | 23,1 -12,2 | |||||||
1998 | 268 | 73 | 348 | 13,6 | 17,3 | 143,9 | 132,6 | 18,1 | 27,2 | 51,7 | 37,0 |
1999 | 288 | 95 | 351 | 14,0 | 21,3 | 144,8 | 141,1 | 18,6 | 33,0 | 50 8 | 39,9 |
2000 | 277 | 79 | 347 | 14,2 | 18,5 | 142,8 | 134,8 | 18,8 | 28,5 | 50,0 | 41,9 |
2001 | 292 | 80 | 345 | 14,1 | 18,8 | 150,6 | 135,2 | 18,8 | 27,4 | 52,0 | 44,7 |
2002 | 306 | 86 | 396 | 13,4 | 17,8 | 171,5 | 153,4 | 18,0 | 28,1 | 54,4 | 42,4 |
За 5 лет | 1431 + 4,6 | 413 -3,7 | 1787 + 25,1 | 18,8 -18,6 |
За последние пять лет рост количества дорожно-транспортных происшествий отмечается в городе Элиста, что обусловлено продолжающимся процессом урбанизации.
Сохраняющаяся напряженная ситуация с аварийностью в Яшкульском и Черноземельском районах связана со значительным увеличением интенсивности дорожного движения на автомобильных дорогах республики, в связи с завершением строительства участка автодороги Комсомольский-Артезиан-Кочубей.
На протяжении трех лет наблюдается рост количества ДТП и числа пострадавших людей в Кетченеровском районе. Наибольшее число погибших людей зарегистрировано в Целинном, Яшкульском и Черноземельском районах республики; соответственно показатели тяжести последствий ДТП в этих районах выше республиканского значения (таблица 3).
Таблица 3 Показатели аварийности по районам Республики Калмыкия
Район | количество ДТП - число погибших - число раненых тяжесть последствий ДТП | ||||
1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | |
г Элиста | 91-8-120 6,3 | 101-21-115 153 | 104-14-120 10,4 | 107-11-118 8,5 | 111-9-124 6,8 |
Ики-Бурупьский | 4-1-6 14,3 | 6-0-6 0 | 6-1-5 16,7 | 4-2-7 22,2 | 5-0-8 0 |
Целинный | 26-10-43 18,9 | 24-9-32 22,0 | 28-11-48 18,6 | 38-15-54 21,7 | 36-14-48 22,6 |
Кетченеровский | 21-6-23 21,4 | 15-12-14 46,2 | 14-5-22 18,5 | 15-2-23 8,0 | 25-10-45 18,2 |
Сарпинский | 10-3-9 25,0 | 9-4-7 36,4 | 13-4-18 18,2 | 15-6-14 30,0 | 13-3-23 11,5 |
Малодербетовский | 12-6-16 27,3 | 9-4-8 33,3 | 9-3-15 16,7 | 5-1-9 10,0 | 5-2-9 18,2 |
Октябрьский | 4-0-8 0 | 4-2-5 28,6 | 3-2-7 22,2 | 2-0-2 0 | 4-1-5 16,7 |
Юстинский | 5-4-3 57,1 | 7-3-7 30,0 | 4-2-3 40,0 | 4-1-3 25,0 | 2-0-2 0 |
Лаганский | 10-2-13 13,3 | 18-5-21 19,2 | 14-2-14 12,5 | 14-5-14 26,3 | 13-2-16 11,1 |
Яшкульский | 28-10-31 24,4 | 44-17-67 20,2 | 25-9-28 24,3 | 28-15-32 31,9 | 34-14-40 25,9 |
Черноземельский | 10-4-13 23,5 | 15-9-27 25,0 | 20-12-23 34,3 | 24-14-29 32,5 | 19-17-26 39,5 |
Приютненский | 23-13-35 27,7 | 15-5-18 21,7 | 17-7-17 29,2 | 16-3-19 13,6 | 11-6-15 28,6 |
Городовиковский | 12-2-11 15,4 | 10-2-11 15,4 | 8-4-13 23,5 | 9-2-11 15,4 | 14-4-20 16,7 |
Яшалтинский | 12-4-17 19,0 | 11-2-13 13,3 | 12-3-14 17,6 | 11-3-10 23,1 | 14-4-15 21,1 |
На протяжении пяти лет основная доля всех дорожно-транспортных происшествий совершена в населенных пунктах республики: от 45,5% до 52,9%. Тяжесть последствий ДТП составила 9,9-13,1%.
Анализируя показатели аварийности за последние пять лет, среди районов республики выделяются г. Элиста, Лаганский и Городовиковский районы, где большая часть дорожно-транспортных происшествий совершена в городских населенных пунктах. Более половины из них (59,0-68,9%) совершены на территории города Элиста. Самой высокой тяжестью последствий за период 1998-2001 гг. отличались происшествия, совершенные в г. Лагань.