Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЛМЫКИЯ НА 2004-2010 ГОДЫ"

2. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными мероприятиями


Проблема обеспечения безопасности дорожного движения, характеризующаяся сложностью и многоплановостью, приобрела особую остроту в последнее десятилетие в связи с возрастающей диспропорцией между приростом количества автомототранспортных средств и протяженностью улично-дорожной сети. По оценкам специалистов потери, связанные с аварийностью, в несколько раз превышают ущерб от железнодорожных катастроф, пожаров и других видов несчастных случаев.

Анализ состояния и динамики аварийности на автомобильном транспорте показывает, что уровень дорожно-транспортного травматизма в стране продолжает оставаться недопустимо высоким. Начиная с 2001 года обстановка с обеспечением безопасности дорожного движения в Российской Федерации ухудшилась, количество ДТП, число погибших и раненых в них людей увеличилось соответственно на 4,3%; 4,5% и 4,7%. Прирост данных '" показателей в 2002 году возрос и составил: 12,1%; 7,5% и 14,9% (таблица 1).

Таблица 1. Общее количество ДТП по России, число погибших и раненых в них людей

Годы

ДТП

Погибло

Ранено

Тяжесть последствий ДТП

абс.

% к АППГ

абс.

% к АППГ

абс.

% к АППГ

1998

160300

+ 2,4

29021

+ 4,9

183846

+ 3,3

13,6

1999

159823

-0,3

29718

+ 2,4

182123

-0,9

14,0

2000

157596

-1,4

29594

-0,4

179401

-1,5

14,2

2001

164403

4,3

30916

4,5

187790

4,7

14,1

2002

184365

12,1

33243

7,5

215678

14,9

13,4

6 мес. 2003 г.

79206

8,0

12641

1,3

94433

11,3

11,8

За последние пять лет (1998-2002 гг.) в Республике Калмыкия совершено 1431 дорожно-транспортное происшествие, в которых погибли 413 и ранены 1787 человек. В сравнении с предшествующими пятью годами (1993-1997гг.) при росте общего количества ДТП на 4,6% и числа получивших ранения на 25,1%, число погибших людей уменьшилось на 3,7% (таблица 2).

Анализ динамики аварийности свидетельствует о наличии периодов снижения количества ДТП и числа пострадавших в них людей. За последнее десятилетие максимальный уровень аварийности в республике был зарегистрирован в 1994 году. В последующие три года (1995-97гг.) наблюдалось улучшение положения дел в республике с обеспечением безопасности дорожного движения. Однако, третий год подряд (с 2000 по 2003 годы) сохраняется устойчивая тенденция роста абсолютных и относительных показателей аварийности в республике, как и в целом по России.

Необходимо отметить, что прошедшее пятилетие характеризуется сокращением такого относительного показателя, как тяжесть последствий ДТП (число погибших на 100 пострадавших): с 23,1 до 18,6%. Вместе с тем, тяжесть последствий ДТП по республике все еще остается высокой и превышает средний показатель 'тяжести последствий по России (13,4 -14,2%). В 1999 году дорожно-транспортные происшествия в республике привели к наиболее тяжелым последствиям: из каждых 100 пострадавших в ДТП погибли 21 человек (рисунок 1).

Таблица 2. Показатели аварийности в Республике Калмыкия (1988-2002гг.)

Годы

Кол-во ДТП

Погибли в ДТП, чел.

Ранено в ДТП, чел.

Тяжесть последствий

Число пострадавших на 100 тыс. насел.

Число погибших в 100 ДТП

Кол-во ДТП на 10 тыс. ед. ТС

РФ

РК

РФ

РК

РФ

РК

РФ

РК

1988

315

110

324

12,8

25,3

138,3

16,1

34,9

69,6

1989

356

137

344

13,6

28,4

163,1

17,2

38,5

80,5

1990

405

121

400

14,1

23,2

169,1

17,9

29,9

84,8

1991

385

139

389

14,9

26,3

169,6

19,0

36,1

85,4

1992

346

138

351

15,4

28,2

158,8

149,6

19,7

39,9

71,6

61,9

За 5 лет

1807

645

1808

26,3

1993

292

86

284

16,1

23,2

155,0

115,0

20,8

29,4

65,7

44,7

1994

315

102

336

15,8

23,3

152,0

136,7

20,4

32,4

61,0

43,9

1995

290

90

295

15,1

23,4

146,1

120,4

19,6

31,0

57,0

37,4

1996

243

76

258

14,2

22,8

140,5

104,9

18,4

31,3

53,6

31,0

1997

228

75

255

13,5

22,7

138,9

94,4

17,7

32,9

52,3

31,4

За 5 лет

1368-24,3

429 -33,4

1428 -21,0

23,1 -12,2

1998

268

73

348

13,6

17,3

143,9

132,6

18,1

27,2

51,7

37,0

1999

288

95

351

14,0

21,3

144,8

141,1

18,6

33,0

50 8

39,9

2000

277

79

347

14,2

18,5

142,8

134,8

18,8

28,5

50,0

41,9

2001

292

80

345

14,1

18,8

150,6

135,2

18,8

27,4

52,0

44,7

2002

306

86

396

13,4

17,8

171,5

153,4

18,0

28,1

54,4

42,4

За 5 лет

1431 + 4,6

413 -3,7

1787 + 25,1

18,8 -18,6

За последние пять лет рост количества дорожно-транспортных происшествий отмечается в городе Элиста, что обусловлено продолжающимся процессом урбанизации.

Сохраняющаяся напряженная ситуация с аварийностью в Яшкульском и Черноземельском районах связана со значительным увеличением интенсивности дорожного движения на автомобильных дорогах республики, в связи с завершением строительства участка автодороги Комсомольский-Артезиан-Кочубей.

На протяжении трех лет наблюдается рост количества ДТП и числа пострадавших людей в Кетченеровском районе. Наибольшее число погибших людей зарегистрировано в Целинном, Яшкульском и Черноземельском районах республики; соответственно показатели тяжести последствий ДТП в этих районах выше республиканского значения (таблица 3).

Таблица 3 Показатели аварийности по районам Республики Калмыкия

Район

количество ДТП - число погибших - число раненых тяжесть последствий ДТП

1998

1999

2000

2001

2002

г Элиста

91-8-120 6,3

101-21-115 153

104-14-120 10,4

107-11-118 8,5

111-9-124 6,8

Ики-Бурупьский

4-1-6 14,3

6-0-6 0

6-1-5 16,7

4-2-7 22,2

5-0-8 0

Целинный

26-10-43 18,9

24-9-32 22,0

28-11-48 18,6

38-15-54 21,7

36-14-48 22,6

Кетченеровский

21-6-23 21,4

15-12-14 46,2

14-5-22 18,5

15-2-23 8,0

25-10-45 18,2

Сарпинский

10-3-9 25,0

9-4-7 36,4

13-4-18 18,2

15-6-14 30,0

13-3-23 11,5

Малодербетовский

12-6-16 27,3

9-4-8 33,3

9-3-15 16,7

5-1-9 10,0

5-2-9 18,2

Октябрьский

4-0-8 0

4-2-5 28,6

3-2-7 22,2

2-0-2 0

4-1-5 16,7

Юстинский

5-4-3 57,1

7-3-7 30,0

4-2-3 40,0

4-1-3 25,0

2-0-2 0

Лаганский

10-2-13 13,3

18-5-21 19,2

14-2-14 12,5

14-5-14 26,3

13-2-16 11,1

Яшкульский

28-10-31 24,4

44-17-67 20,2

25-9-28 24,3

28-15-32 31,9

34-14-40 25,9

Черноземельский

10-4-13 23,5

15-9-27 25,0

20-12-23 34,3

24-14-29 32,5

19-17-26 39,5

Приютненский

23-13-35 27,7

15-5-18 21,7

17-7-17 29,2

16-3-19 13,6

11-6-15 28,6

Городовиковский

12-2-11 15,4

10-2-11 15,4

8-4-13 23,5

9-2-11 15,4

14-4-20 16,7

Яшалтинский

12-4-17 19,0

11-2-13 13,3

12-3-14 17,6

11-3-10 23,1

14-4-15 21,1

На протяжении пяти лет основная доля всех дорожно-транспортных происшествий совершена в населенных пунктах республики: от 45,5% до 52,9%. Тяжесть последствий ДТП составила 9,9-13,1%.

Анализируя показатели аварийности за последние пять лет, среди районов республики выделяются г. Элиста, Лаганский и Городовиковский районы, где большая часть дорожно-транспортных происшествий совершена в городских населенных пунктах. Более половины из них (59,0-68,9%) совершены на территории города Элиста. Самой высокой тяжестью последствий за период 1998-2001 гг. отличались происшествия, совершенные в г. Лагань.