К основным факторам, определяющим причины высокого уровня аварийности в Республике Калмыкия, следует отнести:
быстрый темп роста парка транспортных средств, имеющих большой срок эксплуатации и не соответствующих современным требованиям безопасности движения;
резкое увеличение количества автотранспорта;
несовершенство правового поля для участников движения;
ослабление внимания к этому вопросу в процессе воспитания детей в дошкольных и школьных учреждениях, в семье, вследствие чего не происходит кардинального улучшения положения с детским дорожно-транспортным травматизмом;
снижение объемов и темпов строительства и реконструкции дорог, несоответствие уровня их обустройства и сервисного обслуживания современным требованиям, что привело к значительному ухудшению условий дорожного движения.
Из-за отсутствия системы аварийного вызова и специальных средств связи, несвоевременного обнаружения дорожно-транспортных происшествий, недостаточного материально-технического обеспечения медицинских учреждений в неудовлетворительном состоянии находится система спасения и эвакуации пострадавших, оказания им необходимой высококвалифицированной и своевременной помощи.
Высокий уровень аварийности в значительной степени определяется отсутствием источников целевого финансирования мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения.
Период 1998-2002 гг. характеризуется ростом количества дорожно-транспортных происшествий (таблица 5), однако, число погибших и раненых варьировали в сторону как снижения, так и увеличения этих показателей.
Таблица 5. Основные показатели аварийности по причинам возникновения дорожно-транспортных происшествий в Республике Калмыкия
Причины ДТП | Показатели | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 |
Всего ДТП | ДТП Погибло Ранено | 268 73 , 348 | 288 95 351 | 277 79 347 | 292 80 345 | 306 86 396 |
По вине водителей | ДТП Погибло Ранено Уд. вес ДТП | 202 61 288 75,4 | 222 78 300 77,1 | 229 68 306 82,7 | 233 68 294 79,8 | 244 77 335 79,7 |
По вине пешеходов | ДТП Погибло Ранено Уд. вес ДТП | 76 14 68 28,4 | 90 20 76 31,3 | 70 15 62 25,3 | 73 19 61 25,0 | 86 13 80 28,1 |
Неудовлетворительное состояние улично-дорожной сети | ДТП Погибло Ранено Уд. вес ДТП | 12 3 15 4,5 | 21 6 35 7,3 | 29 10 28 10,5 | 45 17 46 15,4 | 68 5 85 22,2 |
Эксплуатация технически неисправного транспорта | ДТП Погибло Ранено Уд. вес ДТП | 11 3 14 4,1 | 12 6 16 4,2 | 7 1 12 2,5 | 9 1 17 3,1 | 5 2 8 1,6 |
Безопасность дорожного движения, в первую очередь, обеспечивается профессиональным мастерством водителя, исправностью транспортного средства и хорошей дорогой. Наиболее значительное влияние на ее уровень оказывают водители. Основная часть всех дорожно-транспортных происшествий происходит из-за нарушений Правил дорожного движения водителями транспортных средств: 75,4 - 82,7% от общего числа ДТП за последнее пятилетие, при которых погибло 352 (или 85,2% от общего числа погибших - 413 чел.) и ранено 1523 (85,2% - 1787) человека.
Рисунок 2. Динамика ДТП, совершенных из-за нарушений Правил дорожного движения водителями транспорта
Ежегодно в республике почти треть дорожно-транспортных происшествий происходит из-за нарушений правил дорожного движения пешеходами.
Тенденция увеличения количества ДТП совершенных по вине пешеходов наблюдается с 2000 года (рисунок 3). За прошедшее пятилетие зарегистрировано 395 таких ДТП (27,6%), при которых погибли 81 (19,6%) и ранены 347 (19,4%) человек. Необходимо отметить, что с 1999 по 2002 год возросла тяжесть последствий ДТП с 20,8% до 28,1%.
Рисунок 3. Динамика ДТП, совершенных по вине пешеходов
Общая протяженность дорог республики составляет 6480 км, из них 628 км автодорог федеральных, 4125 территориальных, 1727 иных и 763 км улично-дорожной сети в городах За пятилетие возросла доля количества автоаварий, причинами которых были неудовлетворительные дорожные условия с 4,5% до 22,2%, за пять лет зафиксировано 175 ДТП, в которых погибли 41 и ранены 209 человек.
Рисунок 4 Динамика ДТП из-за неудовлетворительных дорожных условий
Доля дорожно-транспортных происшествий, в которых основной причиной были технические неисправности автомототранспортных средств, незначительна и составляет 1,6 - 4,2% от общего количества ДТП (рисунок 5).
Рисунок 5 Динамика ДТП, сопутствующими причинами которых были технические неисправности транспортных средств
За последние пять лет парк автомототранспортных средств республики увеличился на 1,2%. Все большее влияние на состояние безопасности дорожного движения оказывает транспорт, принадлежащий физическим лицам, прирост их количества составил 19,0% при общем уменьшении количества юридических владельцев. Растет доля этого транспорта в грузовых и пассажирских перевозках (количество автобусов возросло на 43,1%, при этом у индивидуальных владельцев более чем в 2 раза), а это значит, что в настоящее время и ближайшие годы уровень аварийности в республике будет определяться, прежде всего, транспортной дисциплиной водителей индивидуального транспорта, и в первую очередь, легкового,
По среднестатистическим данным этап "взрывного" увеличения количества легковых автомобилей, как правило, продолжается до уровня 300 единиц транспорта в расчете на 1 тысячу жителей, после которого темпы роста автопарка замедляются. В настоящее время количество транспортных средств на тысячу жителей в Российской Федерации равно 129. В Республике Калмыкия значение этого показателя составило 116 легковых автомобилей.
Прогнозируя развитие ситуации, есть основания полагать, что негативные тенденции, связанные с увеличением численности автомотопарка и интенсивности его эксплуатации, включением в сферу дорожного движения молодых начинающих водителей, будут способствовать росту количества дорожно-транспортных происшествий и пострадавших в них людей.
Чтобы добиться снижения социального и экономического ущерба от дорожной аварийности в условиях постоянного роста автомобилизации, необходимо непрерывное развитие государственной системы обеспечения БДД путем поэтапной реализации долгосрочной целевой программы повышения БДД.
Использование программно-целевого подхода в масштабах государства даже при росте парка автомобилей позволяет ежегодно добиваться устойчивого сокращения числа погибших в ДТП в среднем на 4-8% .