Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЛМЫКИЯ НА 2004-2010 ГОДЫ"

Основные причины возникновения дорожно-транспортных происшествий в Республике Калмыкия


К основным факторам, определяющим причины высокого уровня аварийности в Республике Калмыкия, следует отнести:

быстрый темп роста парка транспортных средств, имеющих большой срок эксплуатации и не соответствующих современным требованиям безопасности движения;

резкое увеличение количества автотранспорта;

несовершенство правового поля для участников движения;

ослабление внимания к этому вопросу в процессе воспитания детей в дошкольных и школьных учреждениях, в семье, вследствие чего не происходит кардинального улучшения положения с детским дорожно-транспортным травматизмом;

снижение объемов и темпов строительства и реконструкции дорог, несоответствие уровня их обустройства и сервисного обслуживания современным требованиям, что привело к значительному ухудшению условий дорожного движения.

Из-за отсутствия системы аварийного вызова и специальных средств связи, несвоевременного обнаружения дорожно-транспортных происшествий, недостаточного материально-технического обеспечения медицинских учреждений в неудовлетворительном состоянии находится система спасения и эвакуации пострадавших, оказания им необходимой высококвалифицированной и своевременной помощи.

Высокий уровень аварийности в значительной степени определяется отсутствием источников целевого финансирования мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения.

Период 1998-2002 гг. характеризуется ростом количества дорожно-транспортных происшествий (таблица 5), однако, число погибших и раненых варьировали в сторону как снижения, так и увеличения этих показателей.

Таблица 5. Основные показатели аварийности по причинам возникновения дорожно-транспортных происшествий в Республике Калмыкия

Причины ДТП

Показатели

1998

1999

2000

2001

2002

Всего ДТП

ДТП Погибло Ранено

268 73 , 348

288 95 351

277 79 347

292 80 345

306 86 396

По вине водителей

ДТП Погибло Ранено Уд. вес ДТП

202 61 288 75,4

222 78 300 77,1

229 68 306 82,7

233 68 294 79,8

244 77 335 79,7

По вине пешеходов

ДТП Погибло Ранено Уд. вес ДТП

76 14 68 28,4

90 20 76 31,3

70 15 62 25,3

73 19 61 25,0

86 13 80 28,1

Неудовлетворительное состояние улично-дорожной сети

ДТП Погибло Ранено Уд. вес ДТП

12 3 15 4,5

21 6 35 7,3

29 10 28 10,5

45 17 46 15,4

68 5 85 22,2

Эксплуатация технически неисправного транспорта

ДТП Погибло Ранено Уд. вес ДТП

11 3 14 4,1

12 6 16 4,2

7 1 12 2,5

9 1 17 3,1

5 2 8 1,6

Безопасность дорожного движения, в первую очередь, обеспечивается профессиональным мастерством водителя, исправностью транспортного средства и хорошей дорогой. Наиболее значительное влияние на ее уровень оказывают водители. Основная часть всех дорожно-транспортных происшествий происходит из-за нарушений Правил дорожного движения водителями транспортных средств: 75,4 - 82,7% от общего числа ДТП за последнее пятилетие, при которых погибло 352 (или 85,2% от общего числа погибших - 413 чел.) и ранено 1523 (85,2% - 1787) человека.

Рисунок 2. Динамика ДТП, совершенных из-за нарушений Правил дорожного движения водителями транспорта

Ежегодно в республике почти треть дорожно-транспортных происшествий происходит из-за нарушений правил дорожного движения пешеходами.

Тенденция увеличения количества ДТП совершенных по вине пешеходов наблюдается с 2000 года (рисунок 3). За прошедшее пятилетие зарегистрировано 395 таких ДТП (27,6%), при которых погибли 81 (19,6%) и ранены 347 (19,4%) человек. Необходимо отметить, что с 1999 по 2002 год возросла тяжесть последствий ДТП с 20,8% до 28,1%.

Рисунок 3. Динамика ДТП, совершенных по вине пешеходов

Общая протяженность дорог республики составляет 6480 км, из них 628 км автодорог федеральных, 4125 территориальных, 1727 иных и 763 км улично-дорожной сети в городах За пятилетие возросла доля количества автоаварий, причинами которых были неудовлетворительные дорожные условия с 4,5% до 22,2%, за пять лет зафиксировано 175 ДТП, в которых погибли 41 и ранены 209 человек.

Рисунок 4 Динамика ДТП из-за неудовлетворительных дорожных условий

Доля дорожно-транспортных происшествий, в которых основной причиной были технические неисправности автомототранспортных средств, незначительна и составляет 1,6 - 4,2% от общего количества ДТП (рисунок 5).

Рисунок 5 Динамика ДТП, сопутствующими причинами которых были технические неисправности транспортных средств

За последние пять лет парк автомототранспортных средств республики увеличился на 1,2%. Все большее влияние на состояние безопасности дорожного движения оказывает транспорт, принадлежащий физическим лицам, прирост их количества составил 19,0% при общем уменьшении количества юридических владельцев. Растет доля этого транспорта в грузовых и пассажирских перевозках (количество автобусов возросло на 43,1%, при этом у индивидуальных владельцев более чем в 2 раза), а это значит, что в настоящее время и ближайшие годы уровень аварийности в республике будет определяться, прежде всего, транспортной дисциплиной водителей индивидуального транспорта, и в первую очередь, легкового,

По среднестатистическим данным этап "взрывного" увеличения количества легковых автомобилей, как правило, продолжается до уровня 300 единиц транспорта в расчете на 1 тысячу жителей, после которого темпы роста автопарка замедляются. В настоящее время количество транспортных средств на тысячу жителей в Российской Федерации равно 129. В Республике Калмыкия значение этого показателя составило 116 легковых автомобилей.

Прогнозируя развитие ситуации, есть основания полагать, что негативные тенденции, связанные с увеличением численности автомотопарка и интенсивности его эксплуатации, включением в сферу дорожного движения молодых начинающих водителей, будут способствовать росту количества дорожно-транспортных происшествий и пострадавших в них людей.

Чтобы добиться снижения социального и экономического ущерба от дорожной аварийности в условиях постоянного роста автомобилизации, необходимо непрерывное развитие государственной системы обеспечения БДД путем поэтапной реализации долгосрочной целевой программы повышения БДД.

Использование программно-целевого подхода в масштабах государства даже при росте парка автомобилей позволяет ежегодно добиваться устойчивого сокращения числа погибших в ДТП в среднем на 4-8% .