Каждый виток развития цивилизаций человечества определял, исходя из уровня развития экономики и производственных отношений, свои требования, то есть, собственные нормативы к созданию условий проживания и к типам жилища. Нашей республике, как одному из 89 регионов страны, крайне важна разработка комплекса взаимосвязанных мероприятий для решения как общих экономических, так и насущных социальных задач, направленных на полноценное экономическое развитие Республики Калмыкия.
Одной из этих задач является решение жилищной проблемы в обозримом будущем. И таким будущим должен стать наступающий 2001 год, когда Президент Республики Калмыкия Кирсан Николаевич Илюмжинов поставил задачу перед строительным комплексом и исполнительными органами власти - обеспечить жильем 2001 остронуждающегося очередника, в том числе 1000 очередников в 2001 году.
Такое количество квартир можно получить лишь при существенном увеличении бюджетного финансирования, привлечения внебюджетных источников и долгосрочного кредитования.
Особое внимание должно быть направлено на снижение стоимости строительства. Повышение требований к качеству зданий, их архитектуре и инженерному обеспечению обусловливают необходимость непрерывного совершенствования традиционных и создания новых типов малоэтажных зданий и разработки эффективных конструктивных решений.
В сельской местности рациональная застройка выделенных участков малоэтажными домами, рассчитанными на широкие слои населения, должна состоять преимущественно из блокированных домов в сочетании с домами других типов. При этом существенное внимание должно уделяться применению автономных систем инженерного обеспечения, позволяющих не только снизить дорогостоящие затраты на строительство коммуникаций, но и сократить эксплуатационные расходы.
Главной целью Программы является создание организационных, правовых и финансовых предпосылок ускоряющих решение жилищной проблемы и обеспечение 2001 семьи благоустроенным жильем, что составляет более 30% состоящих на учете для получения жилой площади, в том числе 1000 семей в 2001 году (приложение N 1).
Для достижения главной цели настоящей программы предстоит:
- заключить инвестиционные соглашения с Представителями Президента Республики Калмыкия в районах;
- совместно с юристами и экономистами разработать пакет законодательных предложений по жилищному строительству, который должен способствовать значительному снижению затрат на производство и закупку стройматериалов, строительно-монтажные, отделочные и остальные смежные виды работ - такие как: внешние сети, благоустройство территории, озеленение территории, строительство объектов соцкультбыта, входящих в жилое образование;
- разработать и внедрить систему нетрадиционных для Республики Калмыкия методов финансирования жилищного строительства с использованием опыта ипотечных структур других субъектов Российской Федерации. Примером могут служить: удачное использование сельскохозяйственной продукции для взаиморасчетов со строителями в Белгородской области; взаимодействие с центральным Российским агентством ипотечного кредитования жилищного строительства и т.д.;
- предложить пакет нормативных актов на уровне местных муниципальных образований с определением системы стимулирующих мероприятий для развития индивидуального строительства жилья частными инвесторами;
- для более эффективного вложения капитала в жилищное строительство Калмыкии необходимо разработать обоснованную программу очередности строительства в различных районах республики в зависимости от наличия сфер приложения труда;
- разработать пакет проектных предложений по новым типам жилых домов с использованием традиционных местных технологий возведения жилья, определить структуру жилищного строительства по типам возводимого жилища в соответствии с дифференциацией доходов населения;
- провести аналитические исследования местных строительных материалов на предмет использования их в жилищном строительстве;
- выработать план мероприятий по снижению энергозатрат на производимую продукцию на заводах стройиндустрии;
- провести техническое переоснащение предприятий по производству строительных материалов, применение которых обеспечит снижение стоимости строительства при создании должного комфорта в возводимых домах.
Учитывая актуальность задачи, поставленной перед строительным комплексом Республики - обеспечить 2001 остронуждающуюся семью благоустроенным жильем, необходимо разработать систему мероприятий, обеспечивающих четкую координацию конкретных решений финансовых, социальных, экономических и технических аспектов Программы.
Ограниченность во времени реализации мероприятий требует отнесения ее к краткосрочным, так как охватывает период с января 2001 года по декабрь 2002 года включительно. Этот период целесообразно разделить на два этапа, соответствующих последовательности реализации намеченных мероприятий:
I этап - 266,8 млн. руб. в ценах 2000 года (январь 2001 г. - декабрь 2001 г.): создание финансово - кредитного механизма, разработка проектно - сметной документации, техническое перевооружение и реконструкция объектов по производству строительных материалов, ввод в эксплуатацию порядка 67 т. кв. м. жилья.
II этап - 264,4 млн. руб. в ценах 2000 года (январь 2002 г. - декабрь 2002 г.) - ввод в эксплуатацию порядка 66 т. кв. м. жилья.
Система взаимоувязанных мероприятий, обеспечивающих реализацию поставленной цели Программы и решение ее задач, включает выполнение проектно - изыскательских работ, а также техническое перевооружение и реконструкцию объектов по производству строительных материалов и конструкций.
В результате реализации мероприятий Программы на рынок жилья должна поступить конкурентоспособная продукция, отличающаяся низкой себестоимостью и доступной ценой.
Для выполнения проектно - изыскательских работ могут привлекаться проектно - изыскательские организации в соответствии с Перечнем (приложение N 2).
При разработке Программы учитывалось, что ее реализация будет осуществляться в условиях значительного дефицита республиканского и районных бюджетов. В связи с этим, программой предусматривается перепрофилирование гражданских зданий, максимальное использование незавершенных строительством жилых домов, а также использование внебюджетных источников финансирования.
В рамках настоящей программы предусмотрено финансирование технического перевооружения 6 предприятий, которые позволят создать конкурентоспособную продукцию.
Организация производства строительных конструкций будет осуществляться за счет средств предприятий, вложений частного капитала, кредитов финансово - банковских структур.
На развитие производственной базы на период реализации Программы предусматривается 15,1 млн. рублей на возвратной основе в соответствии с Перечнем (приложение N 3).
Механизм реализации Программы включает финансово - кредитную и организационную базы решения проблемы.