Одним из важнейших факторов стабильности сельскохозяйственного производства засушливых районов республики, гарантированного выращивания кормов для животноводства, овощебахчевых культур и риса выступает орошение земель, сельскохозяйственное водоснабжение и обводнение пастбищ.
На территории Республики Калмыкия в настоящее время расположены пять крупных обводнительно-оросительных систем (Сарпинская, Калмыцко -Астраханская, Право-Егорлыкская, Черноземельская, Каспийская), которые эксплуатируются более 30 лет.
Общая площадь мелиорированных земель составляет 90,3 тыс. га, в том числе 53,1 тыс. га регулярного орошения и 37,2 тыс. га лиманного орошения. Кроме того, из межхозяйственной оросительной сети обводняется 1 167,2 тыс. га пастбищных угодий.
Территория Республики Калмыкия относится к маловодообеспеченным регионам страны. Поэтому, в связи с ограниченностью местных водных ресурсов хорошего качества, основные объемы воды для обеспечения нужд орошения, обводнения, сельскохозяйственного водоснабжения Республики Калмыкия поступают из-за ее пределов, т.е. из бассейнов рек Волги, Кубани, Терек, Кумы.
Мелиоративный фонд Республики Калмыкия, относящийся к федеральной собственности, эксплуатируется федеральным государственным учреждением "Управление "Калммелиоводхоз", на балансе которого имеются:
- межхозяйственные оросительные каналы - 1 122,2 км;
- гидротехнические сооружения на них - 627 шт.;
- межхозяйственные коллекторы - 630 км и гидротехнические сооружения на них - 71 шт.;
- межхозяйственные насосные станции - 7 шт.;
- водохранилища - 12 шт.
В связи с существенным сокращением служб эксплуатации мелиоративных систем и слабой материально-технической оснащенностью, недостатком финансирования на ремонт межхозяйственной оросительной и коллекторно-дренажной сети, техническое состояние оросительных систем находится в критическом состоянии, износ мелиоративного фонда республики составляет более 70%. Это связано и с тем, что все обводнительно-оросительные системы Калмыкии были построены в начале 60-х до середины 80-х годов XX века. Несмотря на то, что они выполняют комплексные задачи обводнения и орошения, в техническом отношении они не совершенны. Практически вся сеть магистральных, распределительных и сбросных каналов выполнена в земляном русле без противофильтрационных экранов, что приводит к большим потерям воды, особенно на легких грунтах (КПД систем составляет 0,6 - 0,7), развитию процессов вторичного засоления, осолонцевания, подтопления и заболачивания. (в редакции постановления Правительства Республики Калмыкия от 04.06.2013 N 270 НГР ru08000201300283)
Показатели мелиоративного состояния площадей регулярного орошения (по УГВ и засолению) следующие: хорошее - 1,8 тыс. га (3%), удовлетворительное - 16,7 тыс. га (31%), неудовлетворительное - 35 тыс. га (66%).
Удорожание цен на электроэнергию и отсутствие у сельскохозяйственных товаропроизводителей финансовых средств на приобретение водополивной техники привели к сокращению эксплуатируемых орошаемых земель, в настоящее время в сельскохозяйственном производстве используется только 49% или 44,03 тыс. га (приложение N 1).
Абзацы 14-15 изложены в новой редакции (в редакции постановления Правительства Республики Калмыкия от 04.06.2013 N 270 НГР ru08000201300283)
Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния Республики Калмыкия на 2006 -2010 годы и на период до 2013 года" в недостаточном объеме учитывает возможности мелиорации, как одной из основных факторов обеспечения роста продукции сельскохозяйственного производства.
Предусмотренные РЦП "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния Республики Калмыкия на 2006-2010 годы и на период до 2013 года" объемы мелиоративных мероприятий не позволяют существенно повлиять на возвращение в оборот выбывших из использования за последние пятнадцать лет сельскохозяйственных угодий. В настоящее время по различным причинам выбыло 43 тыс. га из использования в сельскохозяйственном обороте республики. В настоящий период производство грубых и сочных кормов в республике на всех категориях земель не превышает 60% от потребности. Без развития мелиорации достичь достаточной и устойчивой урожайности кормовых, зерновых, овощных и других культур практически невозможно.
Итоги инвентаризации мелиоративных внутрихозяйственных сетей Республики Калмыкия показывают, что в улучшении технического уровня нуждается 48,63 тыс. га систем регулярного и инициативного орошения, включая проведение реконструкции оросительной и дренажно-сбросной сети с одновременным восстановлением поливного оборудования - 23,27 тыс. га; только в восстановлении поливной техники - 22,4 тыс. га; в осуществлении капитальной планировки поверхности орошаемых полей - 11,68 тыс. га.
Общая площадь лиманного орошения, нуждающаяся в улучшении технического состояния, составляет 34,75 тыс. га, в том числе в реконструкции - 33,13 тыс. га, в химической мелиорации - 6,62 тыс. га и в повышении водообеспеченности 0,22 тыс. га. Требуется текущий и капитальный ремонт: ГТС - 385 шт.; каналов, протяженностью 343 км, дамб - 64,1 км.
На основании всего этого, возникла острая необходимость разработки республиканской целевой программы "Развитие мелиорации сельскохозяйственных земель Республики Калмыкия на период до 2020 года".
Реализация планов развития мелиоративного фонда сопряжена с рисками, влияющими на достижение целевых показателей по объемам производства сельскохозяйственной продукции, площадям мелиорируемых земель, техническому уровню систем, потребности в финансовых и материально-технических ресурсах и др. показателей.
К основным рискам относятся:
природные и техногенные риски, обусловленные природными явлениями, наличием и доступностью природных ресурсов, высокой степенью морального старения и физического износа мелиоративного фонда;
макроэкономические риски, вызванные снижением темпов экономического развития страны, конъюнктуры и цен на производимую продукцию; кризисом и низкой эффективностью банковской системы;
операционные риски, обусловленные несовершенством реализации системы контроля и управления программой, несоблюдением рекомендованных технологий; авариями и отказами оборудования; производственным браком и т.п. явлениями; недостаточным финансированием, материально-техническим и кадровым обеспечением научных исследований и научно- технических инновационных разработок; дефицитом государственной поддержки или изменением государственной политики по поддержке мелиоративного комплекса и сельхозтоваропроизводителей на мелиорируемых землях;
социальные риски, связанные с недостатком трудовых ресурсов в зонах нового строительства мелиорированных земель, дефицитом квалифицированных кадров, недостаточно развитой инфраструктурой, диспаритетом цен и разрывом между уровнем жизни на селе и в городе.