ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 октября 2010 года N 320
Об утверждении республиканской целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2011-2015 годы"
Признано утратившим силу постановлением Правительства Республики Калмыкия от 04.08.2014 N 309 НГР ru08000201400482
В соответствии со статьей 41 Федерального закона от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах", в целях профилактики распространения наркомании, выявления, предупреждения и пресечения незаконного оборота наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ на территории Республики Калмыкия, Правительство Республики Калмыкия постановляет:
1. Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2011-2015 годы" (далее - Программа).
2. Определить государственным заказчиком - координатором Программы Министерство здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия, государственными заказчиками – Министерство образования, культуры и науки Республики Калмыкия, Министерство спорта, туризма и молодежной политики Республики Калмыкия, Министерство внутренних дел по Республике Калмыкия.
Установить, что государственные заказчики ежеквартально предоставляют государственному заказчику-координатору Программы информацию о ходе реализации Программы.
3. Министерству финансов Республики Калмыкия, Министерству экономического развития и внешнеэкономических связей Республики Калмыкия при формировании проекта республиканского бюджета на очередной финансовый год и плановый период включать Программу в перечень республиканских целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств республиканского бюджета и уточнять ежегодно объем финансовых средств, выделяемых на ее реализацию.
4. Рекомендовать Главам администраций районных муниципальных образований Республики Калмыкия, Главе Мэрии г. Элисты оказывать содействие в реализации Программы.
Председатель Правительства
Республики Калмыкия О.Кичиков
Наименование Программы | Республиканская целевая программа "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2011-2015 годы" (далее - Программа) |
Дата принятия решения о разработке Программы, дата ее утверждения (наименование и номер соответствующего нормативного акта) | Распоряжение Правительства Республики Калмыкия от 24 сентября 2010 года N 241 "Об утверждении Концепции республиканской целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2011-2015 годы" |
Государственный заказчик - координатор | Министерство здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия |
Государственные заказчики Программы | Министерство образования, культуры и науки Республики Калмыкия, Министерство спорта, туризма и молодежной политики Республики Калмыкия, Министерство внутренних дел по Республике Калмыкия |
Основные разработчики и исполнители Программы | Министерство здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия, Региональное Управление Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков Российской Федерации по Астраханской области - Служба по Республике Калмыкия, Министерство внутренних дел по Республике Калмыкия, Министерство образования, культуры и науки Республики Калмыкия, Министерство спорта, туризма и молодежной политики Республики Калмыкия |
Цели и задачи Программы | Создание общереспубликанской системы профилактики злоупотребления наркотиками различными категориями населения, борьбы с незаконным оборотом наркотиков и на ее основе поэтапное сокращение распространения наркомании, незаконного оборота наркотиков и связанных с ними негативных социальных явлений |
Сроки и этапы реализации Программы | 2011 - 2015 годы |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели | - показатель заболеваемости синдромом зависимости от наркотических веществ (число больных впервые в жизни установленным диагнозом на 100 тыс. населения); |
Объем и источники финансирования Программы | Объем средств, необходимых для финансирования Программы, составляет: всего в 2011 - 2015 годах - 5460 тысяч рублей |
Ожидаемый результат реализации Программы | Реализация Программы к 2015 году будет способствовать созданию общереспубликанской системы профилактики наркомании, своевременному осуществлению мониторинга распространения наркомании, незаконного оборота наркотиков и связанных с этим потерь общества |
Необходимость подготовки и последующей реализации республиканской целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2011 - 2015 годы" (далее именуется - Программа) вызвана тем, что современная ситуация в республике, как в целом и во всей Российской Федерации характеризуется неуклонным расширением незаконного распространения и немедицинского потребления наркотиков, что представляет серьезную угрозу здоровью нации, экономике страны, правопорядку и безопасности государства.
На сегодняшний день, по экспертным оценкам, более 2% населения страны регулярно потребляют наркотики, при этом почти две трети наркопотребителей - лица в возрасте до 30 лет.
Основная причина нарастающего героинового давления на Российскую Федерацию лежит за ее пределами - в военно-политической и экономической ситуации в Афганистане, породившей масштабный экспорт опиатов в Россию. В настоящее время в мире производится опиатов в 2 раза больше, чем 10 лет назад, и почти все производство (94 %) сосредоточено в Афганистане.
Вышеуказанные обстоятельства сказываются на наркообстановке в республике. Помимо традиционных для республики наркотиков - марихуаны, гашиша и гашишного масла, изготавливаемых из дикой конопли местного произрастания, а также опия и маковой соломы, завозимых из других регионов, в незаконном обороте все чаще появляется героин.
Несмотря на принимаемые меры, по состоянию на 1 января 2010 года количество состоящих на учете лиц, допускающих немедицинское употребление наркотиков, составило 1337 человек. Только за шесть месяцев, с 1 июля 2009 года, рост числа поставленных на наркологический учет превысил 18 %. Отчасти этот рост вызван активизацией правоохранительных органов по доставляемости лиц, находящихся в состоянии наркотического опьянения, в ГУ "Наркологический диспансер". Но основной причиной этой отрицательной динамики является определенное ухудшение наркологической ситуации в республике.
Решение задач по противодействию злоупотребления наркотиками и незаконному обороту наркотиков требует их комплексного решения с учетом поэтапного охвата нескольких направлений деятельности и привлечением к их реализации источников финансового обеспечения республиканского уровня.
Анализ текущего состояния наркоситуации указывает на необходимость принятия стратегических решений в сфере предупреждения и сокращения немедицинского потребления наркотиков, пресечения и снижения объема их незаконного оборота.
Осуществление мероприятий, направленных на реализацию указанных решений, обуславливает необходимость их комплексной межведомственной, межрайонной и межотраслевой координации, а также согласованного использования финансовых и материальных ресурсов.
Наиболее предпочтительным инструментарием, обеспечивающим максимальную эффективность координации и управления республиканскими ресурсами и финансами всех уровней в соответствии с обозначенными приоритетами, является программно-целевой метод.
Кроме того, реализация программно-целевого метода при организации противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту позволит максимально эффективно использовать систему координации деятельности органов исполнительной власти Республики Калмыкия, органов местного самоуправления, сформированной Антинаркотической комиссией в Республике Калмыкия, утвержденной Указом Главы Республики Калмыкия от 8 февраля 2008 г. N 15 "Об антинаркотической комиссии Республики Калмыкия", наделенной полномочиями принятия решений и механизмами контроля их исполнения при формировании четкого организационно-финансового механизма взаимодействия указанных органов.
Отказ от использования программно-целевого метода при противодействии злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту приведет к прогнозируемому обострению проблемной ситуации:
- ежегодному прогрессирующему увеличению числа лиц с впервые установленным диагнозом зависимости от наркотиков (наркомания), до уровня 568 человек на 100 тыс. населения - к 2016 году;
- ежегодному прогрессирующему увеличению объема незаконного оборота наркотиков на 20-25 % к 2016 году.
Согласно экспертным оценкам отказ от программно-целевых методов при проведении мероприятий, направленных на профилактику первичного потребления наркотиков, а также антинаркотическую пропаганду и медицинскую профилактику наркомании, неизбежно приведет к существенному приросту численности подростков, злоупотребляющих наркотиками, основную часть которых составят несовершеннолетние в возрасте 15 - 17 лет. При этом продолжится сокращение обращаемости лиц указанной возрастной категории за специализированной медицинской помощью на добровольной основе.
Решение вышеуказанных проблем в рамках текущей деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Республики Калмыкия в соответствии с установленными полномочиями сопряжена с риском разобщенности осуществляемых ими мероприятий, выполнения отдельных проектов, не обеспечивающих единой политики в этой сфере, увеличения затратности бюджетов всех уровней на решение обозначенной проблемы.
Главными стратегическими рисками и угрозами в данной сфере являются контрабанда афганских опиатов и каннабиноидов, синтетических наркотиков, и кокаина, поступление в незаконный оборот химических веществ (прекурсоров), используемых при производстве наркотиков. Расширение немедицинского потребления средств, содержащих психоактивные вещества, в отношении которых меры контроля не установлены.
В целом развитие проблемной ситуации без использования программно-целевого метода будет характеризоваться регрессивными процессами, способствующими возврату негативных тенденций начала 2000-х годов.
Программно-целевой метод в реализации мер, направленных на противодействие злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту, доказал свою эффективность не только в Республике Калмыкия, но и в других регионах Южного федерального округа.
Реализацию Программы предполагается осуществить в один этап в течение пяти лет (2011-2015 гг.).
Эффективность реализации Программы определяется степенью достижения показателей, в качестве которых выбраны следующие индикаторы:
- показатель заболеваемости синдромом зависимости от наркотических веществ (число больных с впервые в жизни установленным диагнозом на 100 тыс. населения);
- количественная оценка годового незаконного оборота наркотиков;
- удельный вес изъятых из незаконного оборота наиболее опасных видов наркотических средств, к общему объему изъятых из незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ;
- площадь уничтоженных дикорастущих растений, содержащих наркотические вещества (нарастающим итогом).
Реализацию программных мероприятий планируется провести за 2011 - 2015 годы, по основным направлениям (приложение N 2):
Организационные и правовые меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту;
Профилактика злоупотребления наркотиками;
Лечение и социальная реабилитация лиц, употребляющих наркотики без назначения врача;
Пресечение незаконного оборота наркотиков.
Предполагаем с учетом обеспечения финансирования Программы:
обновление и приведение в соответствие с реальной обстановкой республиканской нормативной правовой базы в сфере противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту;
- совершенствование антинаркотической пропаганды;
- определение фактических масштабов распространения наркомании, незаконного оборота наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ и прекурсоров;
- расширение межведомственного сотрудничества;
-улучшение материально-технической оснащенности правоохранительных органов республики, укрепления межведомственного взаимодействия;
- оснащение наркологического диспансера необходимым лабораторно-диагностическим оборудованием;
- формирование негативного общественного отношения к незаконному потреблению наркотических средств и психотропных веществ;
- совершенствование системы профилактики потребления наркотиков различными категориями населения и, прежде всего, молодежью и несовершеннолетними;
- совершенствование системы лечения и реабилитации лиц, допускающих немедицинское потребление наркотиков, их трудоустройство;
- широкое внедрение в практику вновь разработанных концепций и методов лечения, реабилитации и ресоциализации больных наркоманией;
- функционирование молодежных клубов антинаркотической направленности по месту жительства;
- завершение переподготовки специалистов в области профилактики и лечения наркомании;
Организация и ежегодное проведение:
- мониторинга наркоситуации в республике, анализ ее влияния на состояние преступности среди детей и молодежи, в том числе эффективности профилактической и реабилитационной работы с несовершеннолетними, злоупотребляющими психоактивными веществами;
- кинофестивалей художественных и документальных фильмов под девизом "Кинематограф против наркотиков"; конкурсов:
- по результатам профилактики наркомании, лечения и реабилитации больных наркоманией, а также противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ
- антинаркотических массовых спортивных мероприятий среди детей, подростков и молодежи.
Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств республиканского бюджета, направляемых целевым назначением на выполнение программных мероприятий.
Требуемый объем затрат на весь период реализации Программы составляет 5460 тысяч рублей: в том числе:
2011 г. - 1300,0 тыс. рублей;
2012 г. - 935 тыс. рублей;
2013 г. - 1035 тыс. рублей;
2014 г. - 995 тыс. рублей;
2015 г. - 1195 тыс. рублей.
Объем финансирования Программы подлежит ежегодному уточнению в установленном порядке при ежегодном формировании проекта республиканского бюджета на соответствующий финансовый год, исходя из его возможностей. Распределение объемов финансирования по основным направлениям программных мероприятий, а также информация о необходимых сроках и объемах финансирования приведены в приложении N 1 к настоящей Программе. Предельный прогнозный объем финансирования Программы и распределение по государственным заказчикам приведены в приложении N 2 к настоящей Программе.