Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 августа 2009 года N 297

О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ДЕТИ КАЛМЫКИИ" НА 2009-2011 ГОДЫ

Изменения и дополнения:

Постановление Правительства Республики Калмыкия от 12.07.2010 N 208 НГР ru08000201000194

В целях создания благоприятных условий для комплексного развития и жизнедеятельности детей, нуждающихся в государственной поддержке, Правительство Республики Калмыкии постановляет:

1. Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу "Дети Калмыкии" на 2009-2011 годы (далее - Программа), включающую подпрограммы "Здоровое поколение", "Одаренные дети", "Дети и семья".

2. Определить государственным заказчиком - координатором Программы Министерство здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия, государственными заказчиками Программы - Министерство здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия, Министерство образования, культуры и науки Республики Калмыкия, Агентство занятости населения и труда Республики Калмыкия.

3. Министерству экономического развития и внешнеэкономических связей Республики Калмыкия и Министерству финансов Республики Калмыкия при формировании проекта республиканского бюджета на соответствующий финансовый год и плановый период включать Программу в перечень республиканских целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств республиканского бюджета, и уточнять ежегодно объем финансовых средств, выделяемых на ее реализацию.

Председатель Правительства Республики Калмыкия В. Сенглеев

Утверждена
постановлением Правительства
Республики Калмыкия
от 27 августа 2009 г N 297

Республиканская целевая программа "Дети Калмыкии" на 2009-2011 годы

Наименование Программы

Республиканская целевая программа "Дети Калмыкии" на 2009-2011 годы

Дата принятия решения о разработке Программы, дата ее утверждения (наименование и номер соответствующего нормативного акта)

Распоряжение Правительства Республики Калмыкия от 14 мая 2008 г. N 149-р "О Концепции республиканской целевой программы "Дети Калмыкии" на 2009-2011 годы"

Государственный заказчик-координатор Программы

Министерство здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия

Государственные заказчики Программы

Министерство здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия, Министерство образования, культуры и науки Республики Калмыкия, Агентство занятости населения и труда Республики Калмыкия

Основные разработчики Программы

Министерство здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия, Министерство образования, культуры и науки Республики Калмыкия, Агентство занятости населения и труда Республики Калмыкия

Цели и задачи Программы

Цели:
 сохранение, восстановлениеиукрепление здоровьядетейиподростков, привитие навыков здорового образа жизни;
обеспечениеблагоприятныхусловийдля создания единой республиканской системы выявления, развития и адресной поддержки одаренныхдетейвразличныхобластях интеллектуальной и творческой деятельности;

 защитаиулучшениеположениядетей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
 Задачи:
 обеспечение безопасного материнства и рождения здоровых детей, охрана здоровья

детейиподростков, втомчисле репродуктивного здор овья;

 профилактикаиснижениедетскойи подростковой заболеваемости, инвалидности и смертности;

 развитиеформпрофилактики социального неблагополучия семей с детьми, социальная защита прав и законных интересов детей;

 обеспечение прав детей-инвалидовна получениеспециального(коррекционного) образования, комплексная реабилитация детей с ограниченными возможностями;

 организацияотдыхадетей-сиротидетей, оставшихсябезпопеченияродителей, воспитанников государственных учреждений, детей, находящихсяв трудной жизненной ситуации;

 создание республиканской системы выявления и развития адресной поддержки одаренных детей в соответствии с их способностями, в томчисленаосновеинновационных технологий выявления и поддержки одаренных детей, проживающих в сельской местности;

 оказание консультативной помощи родителям ипедагогам, работающимсодаренными детьми;

 формирование информационной базы данных о существующих творческих, интеллектуальных ресурсах.

Сроки и этапы реализации Программы

2009-2011 годы (этапы не выделяются)

Важнейшие целевые индикаторы и показатели

уровень младенческой смертности на 1000 человек родившихся живыми;

 уровень материнской смертности на 100 тыс. родившихся живыми;
смертность детей в возрасте от 1 года до 4 лет на 100тыс. человексоответствующего возраста;
удельный вес детей 1 группы здоровья от общего числа детей;

 удельныйвесдетей-инвалидов, желающих учитьсяиобучающихсявспециальных (коррекционных)школах-интернатахза пределами республики;
доля детей из многодетных семей, охваченных оздоровлением от общего числа детей из многодетных семей;

удельный вес детей-сирот и детей, оставшихся безпопеченияродителей, воспитанники государственныхучреждений, охваченных, отдыхом в период летних каникул;

 удельный вес детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, отдохнувших в лагерях различного вида (от общего числа детей, находящихся в трудной жизненной ситуации);
доля детей, включенных в республиканскую системувыявления, развитияиадресной поддержки одаренных детей, их занятости социально значимой деятельностью (от общей численности детского населения школьного возраста);

 число одаренных детей школьного возраста -победителей всероссийских, республиканских конкурсов, соревнований, олимпиад, турниров, проведенных в рамках подп рограммы;

 количество всероссийских и республиканских конкурсов, соревнований, олимпиад и иных конкурсных мероприятий, проведенных для выявленияодаренныхдетейвразличных областяхинтеллектуальнойитворческой деятельности.

Создание рабочих мест

не предусмотрено

Перечень подпрограмм

"Здоровоепоколение", "Одаренные дети", "Дети и семья"

Объемы и источники финансирования по направлениям и годам

Затраты на реализацию Программы в ценах соответствующих лет за счет всех источников финансирования составляют - 75313, 4 тыс. руб., из них' из республиканского бюджета - 37320, 0 тыс. руб.: 2009 г. - 12450, 0 тыс. руб.;
2010 г. - 11870, 0 тыс. руб.;
2011 г. - 13000, 0 тыс. руб. из федерального бюджета - 37993, 4 тыс. руб.: 2009 г. - 18433, 0 тыс. руб., 2010 г. -9374, 0 тыс. руб.;
2011 г. -10186, 4 тыс. руб.

Ожидаемые результаты реализации Программы

снизить уровень младенческой смертности на 1000 человек родившихся живыми до 10, 8;
снизить уровень материнской смертности на 100 тыс. родившихся живыми до 22, 8;
снизить уровень смертности детей в возрасте от 1 года до 4 лет на 100 тыс. человек соответствующего возраста до 58, 5;

увеличитьудельныйвес детей1группы здоровья от общего числа детей до 48, 0%; удельныйвесдетей-инвалидов, желающих учитьсяиобучающихсявспециальных (коррекционных)школах-интернатахза пределами республики до 100%;
 доля детей из многодетных семей, охваченных оздоровлением от общего числа детей из многодетных семей до 2, 7%; удельный вес детей-сирот и детей, оставшихся безпопеченияродителей, воспитанников государственныхучреждений, охваченных отдыхом в период летних каникул до 100%;
 удельный вес детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, отдохнувших в лагерях различного вида (от общего числа детей, находящихся в трудной жизненной ситуации) до 17, 1%;
 увеличитьдолюдетей, включенныхв государственную систему выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей, их занятости социально значимой деятельностью (от общей численности детского населения школьного возраста) до 12, 0%;
 увеличить число одаренных детей школьного возраста-победителейвсероссийских, республиканскихконкурсов, соревнований, олимпиад, турниров, проведенных в рамках подпрограммы до 310 чел;
 увеличитьколичествовсероссийскихи республиканскихконкурсов, соревнований, олимпиад и иных конкурсных мероприятий, проведенных для выявления одаренных детей в различныхобластяхинтеллектуальнойи творческой деятельности до 20 единиц

I. Проблемы, на решение которых направлена Программа


Благополучие детей, их успешное развитие и своевременное включение в социально-значимую деятельность определяет будущее республики. Чем хуже качество жизни детей, тем выше риск роста масштабов бедности, социальной напряженности и социальной нестабильности.

Предотвращение и ослабление негативных тенденций является одной из ключевых задач государственной политики в отношении детей.

В республике продолжают снижаться численность и доля детей в общей структуре населения По сравнению с 2003 г. число детей от 0 до 17

лет сократилось на 13, 6 % (10254) и составило 72805 человек в 200т v детей в общей структуре населения сократилась с 28, 6% до 26, 2%.

Уровень рождаемости не обеспечивает простого воспроизводства населения. К числу наиболее уязвимых категорий детей относятся: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды, дети, находящиеся в социально опасном положении.

Названные группы детей нуждаются в первую очередь в социальной реабилитации и адаптации, интеграции в семьи и в общество.

В результате выполнения республиканской целевой программы "Дети Калмыкии" на 2003-2006 годы" достигнуто снижение инвалидности среди детей на 2 % (в 2003 г. - 357, 6, в 2006 г. - 350, 9 на 10 тыс. детского населения), укрепление здоровья детей и подростков на всех этапах развития.

Суммарный коэффициент рождаемости (среднее число детей, рожденных 1 женщиной за свою жизнь) в 2006 г. составил 1, 689 против 1, 767 в 2003 г, В 2008 г. в республике отмечено увеличение числа родившихся на 3, 7 % по сравнению с 2007 г. и на 10, 2 % по сравнению с 2006 г.

По сравнению с 2003 г. в 2006 г. число детей, находившихся в трудной жизненной ситуации, сократилось на 152 человека (в 2006 г. - 15003 чел. ).

В 2008 г. в учреждениях социального обслуживания семьи и детей помощь получили 11919 семей, в том числе 739 семьи с детьми-инвалидами, что на 19, 7 % ниже уровня 2003 г.

Несмотря на достигнутые по некоторым показателям в предыдущие годы позитивные результаты реализации республиканской целевой программы "Дети Калмыкии" на 2003-2006 годы" по улучшению положения детей в республике, сохраняется много вопросов в сфере обеспечения жизнедеятельности детей, которые требуют решения на государственном уровне.

Сохраняются тенденции в изменении здоровья детей и подростков. По-прежнему растет число новорожденных (с массой тела больше 1000 граммов), которые рождаются больными или заболели в начальном периоде жизни.

В 2008 г. родилось больными и заболело 52, 6% новорожденных детей от общего числа родившихся живыми (в 2003 г. - 40%).

В республике отмечается снижение заболеваемости туберкулезом среди детей. Число больных детей и подростков туберкулезом в 2008 г. составило - 28 чел., в 2003 г. - 32 чел.

Необходимо отметить, что среди детей и подростков отмечается диагностика "недетских" заболеваний, таких как сифилис, алкоголизм и наркомания.

Число больных детей и подростков, состоящих на диспансерном учете у врачей - наркологов уменьшилось, в 2008 г. составило 246 чел., в 2003 г. - 267 чел.

Низкий уровень здоровья подростков во многом связан с социальными условиями жизни и распространенностью среди этой возрастной категории поведенческих факторов риска (употребление алкоголя, наркотических веществ,

В связи с тем, что подавляющее большинство детей-инвалидов воспитываются в семьях, работа специализированных учреждений для детей с ограниченными возможностями требует усилия профилактической направленности.

В последнее время наметилась тенденция к сокращению числа безнадзорных детей. Планируемые программные мероприятия должны быть направлены на повышение качества и доступности социальных услуг для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, приоритетное развитие профилактики семейного неблагополучия.

Выявление и развитие природных задатков детей должно осуществляться на всех ступенях их развития и воспитания. Необходимо дальнейшее обеспечение условий, способствующих максимальному раскрытию потенциальных возможностей одаренных детей: создание государственной системы выявления одаренности с раннего возраста, оказание адресной поддержки каждому одаренному ребенку.

Наличие нерешенных проблем в рамках предыдущей программы и результаты анализа реализации программных мероприятий, а также социально-экономическая и демографическая ситуация в республике подтверждают целесообразность и необходимость продолжения работы по улучшению положения детей в рамках Программы "Дети Калмыкии" на 2009-2011 годы (далее - Программа).

Таким образом, Программа является инструментом налаживания взаимодействия, выработки общих подходов органов исполнительной власти Республики Калмыкия в реализации эффективных мер по социальной поддержке и улучшению положения детей, а ее отсутствие не позволит обеспечить комплексное решение проблем детей и семей с детьми.

Социальная значимость ряда проблем, связанных с состоянием здоровья детей в республике, говорит о необходимости их решения только программным методом

Вероятными последствиями отказа от использования программно-целевого метода при решении вопросов улучшения положения детей могут стать:

разрозненные усилия органов исполнительной власти Республики Калмыкия, несистемное решение стоящих перед государством задач в этой области,

увеличение численности детей, имеющих нарушения здоровья, в том числе с тяжелыми врожденными аномалиями и пороками развития;

рост уровней материнской, младенческой и детской смертности, превышающих аналогичные российские показатели;

ухудшение здоровья детей, особенно раннего и подросткового возраста;

снижение уровня выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей;

ухудшение условий интеграции детей-инвалидов в общество, увеличение числа детей-инвалидов, проживающих в специализированных детских учреждениях.

Отличие Программы от ранее действовавших республик программ будет состоять в следующем:

ориентированность на поддержку и развитие детей, профилактику семейного неблагополучия и поддержку семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в первую очередь с детьми-инвалидами, применение современных технологий и инноваций при решении проблем семей с детьми в целом и детей в частности;

направленность выбранных целей и задач, а также мероприятий программы на достижение измеряемых результатов, оцениваемых целевыми индикаторами и показателями Программы.

Сокращение обеспечения детей и матерей высокотехнологичными методами диагностики, снижение объемов и качества перинатальной помощи в целях профилактики врожденных и наследственных болезней может привести к увеличению рождаемости детей с врожденными и наследственными заболеваниями и пороками развития, к поздней диагностике и хронизации заболеваний.

Вместе с тем, выполнению поставленных задач могут помешать риски, сложившиеся в обществе под воздействием социально-экономических проблем. Основными факторами риска при решении указанной проблемы программно-целевым методом могут быть:

а) внешние: ухудшение в целом социально-экономической ситуации в Республике Калмыкия (в том числе ухудшение внутренней и внешней конъюнктуры, снижение темпов роста экономики, уровня инвестиционной активности, высокая инфляция), несовершенство законодательной базы. Вследствие этих причин возможно снижение жизненного уровня семей, увеличение количества детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, уменьшение количества учреждений социального обслуживания семей и детей, уменьшение объема финансирования программных мероприятий;

б) внутренние: риски, связанные с ухудшением внутренней и внешней конъюнктуры, снижением темпов роста экономики, уровня инвестиционной активности, высокая инфляция, несовершенство законодательной базы; конкретные процессы внутри органа исполнительной власти и (или) подведомственного учреждения: недостаточный профессионализм ответственных сотрудников, неполное и несвоевременное финансирование, некачественное планирование поступлений доходных источников и источников покрытия дефицита бюджета; нецелевое использование бюджетных средств; некачественная организация и реализация внутреннего аудита; риски, связанные с недостаточным уровнем самоконтроля за поведением гражданина.

Ухудшение экологической обстановки, неблагоприятные условия труда женщин, недостаточные возможности для здорового образа жизни, высокий уровень заболеваемости родителей, особенно матерей, ведут к росту детской инвалидности, ухудшению положения детей-инвалидов, увеличению количества детей, помещенных в дома-интернаты.

В перспективе эти риски снизят эффективность ранее предпринимавшихся действий по улучшению положения детей и повлекут увеличение расходов в будущем для достижения современного уровня

функционирования системы социального обслуживания семьи и детей, здравоохранения и образования.

II. Основные цели и задачи целевой Программы, сроки и этапы ее реализации, целевые индикаторы и показатели


Целями Программы являются:

сохранение, восстановление и укрепление здоровья детей и подростков, привитие навыков здорового образа жизни.

обеспечение благоприятных условий для создания единой республиканской системы выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности.

защита и улучшение положения детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Задачи Программы:

обеспечение безопасного материнства и рождения здоровых детей, охрана здоровья детей и подростков, в том числе репродуктивного здоровья;

профилактика и снижение детской и подростковой заболеваемости, инвалидности и смертности;

развитие форм профилактики социального неблагополучия семей с детьми, социальная защита прав и законных интересов детей;

обеспечение прав детей-инвалидов на получение специального (коррекционного) образования, комплексная реабилитация детей с ограниченными возможностями;

организация отдыха детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитанников государственных учреждений, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

создание республиканской системы выявления и развития адресной поддержки одаренных детей в соответствии с их способностями, в том числе на основе инновационных технологий выявления и поддержки одаренных детей, проживающих в сельской местности;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»