ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 августа 2009 года N 297
О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ДЕТИ КАЛМЫКИИ" НА 2009-2011 ГОДЫ
Изменения и дополнения:
Постановление Правительства Республики Калмыкия от 12.07.2010 N 208 НГР ru08000201000194
В целях создания благоприятных условий для комплексного развития и жизнедеятельности детей, нуждающихся в государственной поддержке, Правительство Республики Калмыкии постановляет:
1. Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу "Дети Калмыкии" на 2009-2011 годы (далее - Программа), включающую подпрограммы "Здоровое поколение", "Одаренные дети", "Дети и семья".
2. Определить государственным заказчиком - координатором Программы Министерство здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия, государственными заказчиками Программы - Министерство здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия, Министерство образования, культуры и науки Республики Калмыкия, Агентство занятости населения и труда Республики Калмыкия.
3. Министерству экономического развития и внешнеэкономических связей Республики Калмыкия и Министерству финансов Республики Калмыкия при формировании проекта республиканского бюджета на соответствующий финансовый год и плановый период включать Программу в перечень республиканских целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств республиканского бюджета, и уточнять ежегодно объем финансовых средств, выделяемых на ее реализацию.
Республиканская целевая программа "Дети Калмыкии" на 2009-2011 годы
Наименование Программы | Республиканская целевая программа "Дети Калмыкии" на 2009-2011 годы |
Дата принятия решения о разработке Программы, дата ее утверждения (наименование и номер соответствующего нормативного акта) | Распоряжение Правительства Республики Калмыкия от 14 мая 2008 г. N 149-р "О Концепции республиканской целевой программы "Дети Калмыкии" на 2009-2011 годы" |
Государственный заказчик-координатор Программы | Министерство здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия |
Государственные заказчики Программы | Министерство здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия, Министерство образования, культуры и науки Республики Калмыкия, Агентство занятости населения и труда Республики Калмыкия |
Основные разработчики Программы | Министерство здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия, Министерство образования, культуры и науки Республики Калмыкия, Агентство занятости населения и труда Республики Калмыкия |
Цели и задачи Программы | Цели: |
детейиподростков, втомчисле репродуктивного здор овья; | |
Сроки и этапы реализации Программы | 2009-2011 годы (этапы не выделяются) |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели | уровень младенческой смертности на 1000 человек родившихся живыми; |
удельный вес детей-сирот и детей, оставшихся безпопеченияродителей, воспитанники государственныхучреждений, охваченных, отдыхом в период летних каникул; | |
Создание рабочих мест | не предусмотрено |
Перечень подпрограмм | "Здоровоепоколение", "Одаренные дети", "Дети и семья" |
Объемы и источники финансирования по направлениям и годам | Затраты на реализацию Программы в ценах соответствующих лет за счет всех источников финансирования составляют - 75313, 4 тыс. руб., из них' из республиканского бюджета - 37320, 0 тыс. руб.: 2009 г. - 12450, 0 тыс. руб.; |
Ожидаемые результаты реализации Программы | снизить уровень младенческой смертности на 1000 человек родившихся живыми до 10, 8; |
увеличитьудельныйвес детей1группы здоровья от общего числа детей до 48, 0%; удельныйвесдетей-инвалидов, желающих учитьсяиобучающихсявспециальных (коррекционных)школах-интернатахза пределами республики до 100%;
доля детей из многодетных семей, охваченных оздоровлением от общего числа детей из многодетных семей до 2, 7%; удельный вес детей-сирот и детей, оставшихся безпопеченияродителей, воспитанников государственныхучреждений, охваченных отдыхом в период летних каникул до 100%;
удельный вес детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, отдохнувших в лагерях различного вида (от общего числа детей, находящихся в трудной жизненной ситуации) до 17, 1%;
увеличитьдолюдетей, включенныхв государственную систему выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей, их занятости социально значимой деятельностью (от общей численности детского населения школьного возраста) до 12, 0%;
увеличить число одаренных детей школьного возраста-победителейвсероссийских, республиканскихконкурсов, соревнований, олимпиад, турниров, проведенных в рамках подпрограммы до 310 чел;
увеличитьколичествовсероссийскихи республиканскихконкурсов, соревнований, олимпиад и иных конкурсных мероприятий, проведенных для выявления одаренных детей в различныхобластяхинтеллектуальнойи творческой деятельности до 20 единиц
Благополучие детей, их успешное развитие и своевременное включение в социально-значимую деятельность определяет будущее республики. Чем хуже качество жизни детей, тем выше риск роста масштабов бедности, социальной напряженности и социальной нестабильности.
Предотвращение и ослабление негативных тенденций является одной из ключевых задач государственной политики в отношении детей.
В республике продолжают снижаться численность и доля детей в общей структуре населения По сравнению с 2003 г. число детей от 0 до 17
лет сократилось на 13, 6 % (10254) и составило 72805 человек в 200т v детей в общей структуре населения сократилась с 28, 6% до 26, 2%.
Уровень рождаемости не обеспечивает простого воспроизводства населения. К числу наиболее уязвимых категорий детей относятся: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды, дети, находящиеся в социально опасном положении.
Названные группы детей нуждаются в первую очередь в социальной реабилитации и адаптации, интеграции в семьи и в общество.
В результате выполнения республиканской целевой программы "Дети Калмыкии" на 2003-2006 годы" достигнуто снижение инвалидности среди детей на 2 % (в 2003 г. - 357, 6, в 2006 г. - 350, 9 на 10 тыс. детского населения), укрепление здоровья детей и подростков на всех этапах развития.
Суммарный коэффициент рождаемости (среднее число детей, рожденных 1 женщиной за свою жизнь) в 2006 г. составил 1, 689 против 1, 767 в 2003 г, В 2008 г. в республике отмечено увеличение числа родившихся на 3, 7 % по сравнению с 2007 г. и на 10, 2 % по сравнению с 2006 г.
По сравнению с 2003 г. в 2006 г. число детей, находившихся в трудной жизненной ситуации, сократилось на 152 человека (в 2006 г. - 15003 чел. ).
В 2008 г. в учреждениях социального обслуживания семьи и детей помощь получили 11919 семей, в том числе 739 семьи с детьми-инвалидами, что на 19, 7 % ниже уровня 2003 г.
Несмотря на достигнутые по некоторым показателям в предыдущие годы позитивные результаты реализации республиканской целевой программы "Дети Калмыкии" на 2003-2006 годы" по улучшению положения детей в республике, сохраняется много вопросов в сфере обеспечения жизнедеятельности детей, которые требуют решения на государственном уровне.
Сохраняются тенденции в изменении здоровья детей и подростков. По-прежнему растет число новорожденных (с массой тела больше 1000 граммов), которые рождаются больными или заболели в начальном периоде жизни.
В 2008 г. родилось больными и заболело 52, 6% новорожденных детей от общего числа родившихся живыми (в 2003 г. - 40%).
В республике отмечается снижение заболеваемости туберкулезом среди детей. Число больных детей и подростков туберкулезом в 2008 г. составило - 28 чел., в 2003 г. - 32 чел.
Необходимо отметить, что среди детей и подростков отмечается диагностика "недетских" заболеваний, таких как сифилис, алкоголизм и наркомания.
Число больных детей и подростков, состоящих на диспансерном учете у врачей - наркологов уменьшилось, в 2008 г. составило 246 чел., в 2003 г. - 267 чел.
Низкий уровень здоровья подростков во многом связан с социальными условиями жизни и распространенностью среди этой возрастной категории поведенческих факторов риска (употребление алкоголя, наркотических веществ,
В связи с тем, что подавляющее большинство детей-инвалидов воспитываются в семьях, работа специализированных учреждений для детей с ограниченными возможностями требует усилия профилактической направленности.
В последнее время наметилась тенденция к сокращению числа безнадзорных детей. Планируемые программные мероприятия должны быть направлены на повышение качества и доступности социальных услуг для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, приоритетное развитие профилактики семейного неблагополучия.
Выявление и развитие природных задатков детей должно осуществляться на всех ступенях их развития и воспитания. Необходимо дальнейшее обеспечение условий, способствующих максимальному раскрытию потенциальных возможностей одаренных детей: создание государственной системы выявления одаренности с раннего возраста, оказание адресной поддержки каждому одаренному ребенку.
Наличие нерешенных проблем в рамках предыдущей программы и результаты анализа реализации программных мероприятий, а также социально-экономическая и демографическая ситуация в республике подтверждают целесообразность и необходимость продолжения работы по улучшению положения детей в рамках Программы "Дети Калмыкии" на 2009-2011 годы (далее - Программа).
Таким образом, Программа является инструментом налаживания взаимодействия, выработки общих подходов органов исполнительной власти Республики Калмыкия в реализации эффективных мер по социальной поддержке и улучшению положения детей, а ее отсутствие не позволит обеспечить комплексное решение проблем детей и семей с детьми.
Социальная значимость ряда проблем, связанных с состоянием здоровья детей в республике, говорит о необходимости их решения только программным методом
Вероятными последствиями отказа от использования программно-целевого метода при решении вопросов улучшения положения детей могут стать:
разрозненные усилия органов исполнительной власти Республики Калмыкия, несистемное решение стоящих перед государством задач в этой области,
увеличение численности детей, имеющих нарушения здоровья, в том числе с тяжелыми врожденными аномалиями и пороками развития;
рост уровней материнской, младенческой и детской смертности, превышающих аналогичные российские показатели;
ухудшение здоровья детей, особенно раннего и подросткового возраста;
снижение уровня выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей;
ухудшение условий интеграции детей-инвалидов в общество, увеличение числа детей-инвалидов, проживающих в специализированных детских учреждениях.
Отличие Программы от ранее действовавших республик программ будет состоять в следующем:
ориентированность на поддержку и развитие детей, профилактику семейного неблагополучия и поддержку семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в первую очередь с детьми-инвалидами, применение современных технологий и инноваций при решении проблем семей с детьми в целом и детей в частности;
направленность выбранных целей и задач, а также мероприятий программы на достижение измеряемых результатов, оцениваемых целевыми индикаторами и показателями Программы.
Сокращение обеспечения детей и матерей высокотехнологичными методами диагностики, снижение объемов и качества перинатальной помощи в целях профилактики врожденных и наследственных болезней может привести к увеличению рождаемости детей с врожденными и наследственными заболеваниями и пороками развития, к поздней диагностике и хронизации заболеваний.
Вместе с тем, выполнению поставленных задач могут помешать риски, сложившиеся в обществе под воздействием социально-экономических проблем. Основными факторами риска при решении указанной проблемы программно-целевым методом могут быть:
а) внешние: ухудшение в целом социально-экономической ситуации в Республике Калмыкия (в том числе ухудшение внутренней и внешней конъюнктуры, снижение темпов роста экономики, уровня инвестиционной активности, высокая инфляция), несовершенство законодательной базы. Вследствие этих причин возможно снижение жизненного уровня семей, увеличение количества детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, уменьшение количества учреждений социального обслуживания семей и детей, уменьшение объема финансирования программных мероприятий;
б) внутренние: риски, связанные с ухудшением внутренней и внешней конъюнктуры, снижением темпов роста экономики, уровня инвестиционной активности, высокая инфляция, несовершенство законодательной базы; конкретные процессы внутри органа исполнительной власти и (или) подведомственного учреждения: недостаточный профессионализм ответственных сотрудников, неполное и несвоевременное финансирование, некачественное планирование поступлений доходных источников и источников покрытия дефицита бюджета; нецелевое использование бюджетных средств; некачественная организация и реализация внутреннего аудита; риски, связанные с недостаточным уровнем самоконтроля за поведением гражданина.
Ухудшение экологической обстановки, неблагоприятные условия труда женщин, недостаточные возможности для здорового образа жизни, высокий уровень заболеваемости родителей, особенно матерей, ведут к росту детской инвалидности, ухудшению положения детей-инвалидов, увеличению количества детей, помещенных в дома-интернаты.
В перспективе эти риски снизят эффективность ранее предпринимавшихся действий по улучшению положения детей и повлекут увеличение расходов в будущем для достижения современного уровня
функционирования системы социального обслуживания семьи и детей, здравоохранения и образования.
Целями Программы являются:
сохранение, восстановление и укрепление здоровья детей и подростков, привитие навыков здорового образа жизни.
обеспечение благоприятных условий для создания единой республиканской системы выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности.
защита и улучшение положения детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Задачи Программы:
обеспечение безопасного материнства и рождения здоровых детей, охрана здоровья детей и подростков, в том числе репродуктивного здоровья;
профилактика и снижение детской и подростковой заболеваемости, инвалидности и смертности;
развитие форм профилактики социального неблагополучия семей с детьми, социальная защита прав и законных интересов детей;
обеспечение прав детей-инвалидов на получение специального (коррекционного) образования, комплексная реабилитация детей с ограниченными возможностями;
организация отдыха детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитанников государственных учреждений, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
создание республиканской системы выявления и развития адресной поддержки одаренных детей в соответствии с их способностями, в том числе на основе инновационных технологий выявления и поддержки одаренных детей, проживающих в сельской местности;