ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 августа 2009 года N 295

О РЕГИОНАЛЬНОЙ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЕ "ЧИСТАЯ ВОДА" НА 2009-2022 ГОДЫ

В целях сохранения водных объектов, экосистем, влияющих на процессы воспроизводства питьевой воды в Республике Калмыкия Правительство Республики Калмыкия постановляет:

1. Утвердить прилагаемую региональную комплексную программу "Чистая вода" на 2009-2022 годы (далее - Программа).

2. Определить государственным заказчиком - координатором Программы Министерство территориального развития Республики Калмыкия, государственными заказчиками - Министерство территориального развития Республики Калмыкия, Министерство сельского хозяйства и развития земельных отношений Республики Калмыкия, Министерство здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия, Министерство образования, культуры и науки Республики Калмыкия.

3. Государственным заказчикам Программы ежегодно при оформлении бюджетных заявок на соответствующий период предусматривать необходимые средства для ее реализации.

Установить, что объемы финансирования Программы за счет средств республиканского бюджета могут корректироваться с учетом параметров республиканского бюджета на соответствующий финансовый год и плановый период.

4. Рекомендовать:

федеральному государственному учреждению "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Республике Калмыкия", Управлению по недропользованию по Республике Калмыкия, отделу водных ресурсов по Республике Калмыкия Западно-Каспийского бассейнового водного управления принять участие в реализации мероприятий, предусмотренных Программой;

администрациям районных муниципальных образований Республики Калмыкия, Мэрии г Элисты обеспечить выполнение мероприятий, предусмотренных Программой.

5 Признать утратившим силу постановление Правительства Республики Калмыкия от 3 сентября 1999 г N 168 "О региональной программе "Обеспечение населения Республики Калмыкия питьевой водой".

Председатель Правительства

Республики Калмыкия

В Сенглеев

Утверждена

постановлением Правительства

Республики Калмыкия

от 26 августа 2009 г. N 295

Региональная комплексная программа "Чистая вода" на 2009-2022 годы ПАСПОРТ Региональной комплексной программы "Чистая вода"


Наименование программы

Региональная комплексная программа "Чистая вода" на 2009-2022 годы

Государственный заказчик координатор

Министерство территориального развития Республики Калмыкия

Государственные заказчики

Министерство территориального развития Республики Калмыкия; Министерство сельского хозяйства и развития земельных отношений Республики Калмыкия; Министерство здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия; Министерство образования, культуры и науки Республики Калмыкия.

Основные разработчики программы

Министерство территориального развития Республики Калмыкия

Цели и задачи программы

Обеспечить население Республики Калмыкия питьевой водой нормативного качества и количества, тем самым свести на нет негативное влияние водного фактора на здоровье населения. Проведение комплекса мероприятий, направленных на техническое перевооружение водопроводного хозяйства. Формирование системы государственных обязательств по обеспечению потребителей услугами водоснабжения и водоотведения. Финансовая помощь в реализации инвестиционных проектов в секторе водоснабжения. Стимулирование долгосрочных частных инвестиций в сектор водоснабжения и водоотведения. Вовлечение потребителей воды в процесс повышения эффективности использования воды и ресурсосбережения.

Целевые индикаторы и показатели программы

К целевым индикаторам и показателям относятся: - доля населения, имеющая доступ к централизованному водоснабжению; - доля населения, потребляющая питьевую воду надлежащего качества; - доведение удельного водопотребления в л/сутки на одного человека соответственно нормам; - количество объектов социальной инфраструктуры, оснащенных системами доочистки воды; - объем привлекаемых внебюджетных средств в сектор водоснабжения и водоотведения; - потери воды в сетях централизованного водоснабжения.

Сроки и этапы реализации программы

2009-2022 годы, в том числе: первый этап - 2009 - 2012 г. г. второй этап - 2013 - 2017 г. г. третий этап - 2018 - 2022 г. г.

Объемы и источники финансирования программы

Всего: 17509, 7 млн. руб. в т. ч. федеральный бюджет - 12566, 5 млн. руб. республиканский бюджет - 2223, 6 млн. руб. местный бюджет - 971, 25 млн. руб. внебюджетные источники - 1748, 35 млн. руб.

Управление реализацией программы

Общее руководство и контроль за ходом реализации Региональной комплексной программы "Чистая вода" на 2009-2022 годы осуществляет Министерство территориального развития Республики Калмыкия, как государственный заказчик - координатор программы и государственные заказчики по направлениям: Министерство территориального развития Республики Калмыкия; Министерство сельского хозяйства и развития земельных отношений Республики Калмыкия; Министерство здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия; Министерство образования, культуры и науки Республики Калмыкия.

Ожидаемые результаты реализации программы

- Снижение риска для здоровья населения, связанного с водным фактором; - повышение качества и надежности представления услуг питьевого водоснабжения в городах и сельских населенных пунктах Республики Калмыкия; - надежность работы инженерных систем водоснабжения; - ликвидация дефицита питьевой воды в городах и населенных пунктах Республики Калмыкия на 100%.

I. Постановка проблемы, на решение которой направлена Региональная комплексная программа "Чистая вода" на 2009-2022годы


Обеспечение населения Республики Калмыкия питьевой водой как в количестве, так и качестве является одним из приоритетов социально-экономического развития республики.

Природная водообеспеченность Республики Калмыкия не удовлетворяет потребности отраслей экономики и социальных нужд.

Собственные поверхностные водные ресурсы являются совершенно не пригодными для водоснабжения населения, а подземные большей частью имеют высокую минерализацию, однако они используются для питья и приготовления пищи без водоподготовки.

Для целей водоснабжения населения используются поверхностные водные ресурсы бассейнов рек сопредельных территорий и опресненные воды Северного Прикаспия, использование которых должно основываться на основе современных технологий по их водоподготовке, а также подземные воды месторождения "Сладкий Артезиан", расположенного на территории Ставропольского края.

На сегодня существующие в республике мощности и технологии очистных сооружений на действующих водопроводах не могут обеспечить барьерной роли реальным уровням загрязнений, которые постоянно растут, а адекватные меры по обработке воды отстают.

Ежегодно среднее удельное водопотребление на хозяйственно-питьевые нужды по республике составляет до 70 л. / сутки в то время как в Российской Федерации по 275 л/сутки, т. е. в 4 раза ниже среднероссийского уровня. Особенно низкое водопотребление в сельской местности, которое в сельских муниципальных образованиях достигает 25 л/сутки, что также в несколько раз ниже среднероссийского уровня.

В большинство сельских населенных пунктов Республики Калмыкия питьевая вода доставляется населению автоводовозами, стоимость питьевой воды составляет от 80, 0 руб. до 140, 0 руб. за 1 куб. м.

В г. Элиста работают 18 предпринимателей, которые по заявкам населения для питья и приготовления пищи завозят воду в канистрах из родников и колодцев, находящихся на территории Республики Калмыкия, и из соседних регионов стоимостью 1 руб. 50 коп. за 1 литр, что составляет 1500 руб. за 1 куб. м воды

На состояние обеспечения населения республики питьевой водой в значительной степени сказывается:

- техническая изношенность групповых водопроводов, централизованных систем водоснабжения и водоотведения,

- отсутствие необходимого комплекса очистных сооружений, устаревшие методы обработки воды;

- низкий уровень эксплуатации систем водоснабжения;

- отсутствие механизмов отбора и применения новейших технологий в водной сфере, дефицит технических решений, в особенности по снабжению сельского населения чистой водой, обеспечению противоаварийной защиты систем водоснабжения и водоотведения;

отсутствие четко сформулированной системы государственных обязательств по обеспечению населения чистой водой (гарантированный минимум количества, гарантии качества и др. );

- снижение дебитов воды в шахтных колодцах и артезианских скважинах;

- непроведение геологоразведочных работ на подземные воды (поиску, разведке и переоценке);

- недостаточное финансирование.

Качество питьевой воды повсеместно не отвечает гигиеническим требованиям, в то время как оно должно соответствовать самым строгим международным стандартам.

Территория Республики Калмыкия является эндемичной по низкому содержанию микроэлементов как в почвенном покрове, так и в воде, отмечается низкое содержание фтора в питьевой воде - 0, 17 мг/л при норме 0, 6 - 1, 5 мг/л, цинка - 0, 1 мг/л при норме 3 мг/л, кобальта - 0, 01 мг/л при норме 0, 1 мг/л, не изучено содержание важного микроэлемента селена.

Ученые НИИ экологии человека и гигиены окружающей среды им. А. Н. Сысина, на основе сравнительной оценки потенциального риска потребления водопроводной воды в Калмыкии для здоровья населения, пришли к выводу о возрастании риска заболевания кариесом зубов, онкологической и генетически обусловленной патологией, отклонениями функции сердечно-сосудистой системы, репродуктивной функции у мужчин и женщин. В 40 % объектов вода обладает мутагенной и канцерогенной активностью.

Подземная вода в районах республики, за исключением Малодербетовского, Сарпинского, Кетченеровского районов, характеризуется повышенной минерализацией от 1, 6 до 10, 0 г/л, общей жесткостью до 12, 5 мг/экв/л. В целом территория республики является эндемичной зоной по показателям химического состава воды (превышение ПДК в 1, 5-2 раза) и с низким содержанием фтора до 3, 5-7 раз ниже гигиенических нормативов. В Черноземельском районе подземная вода характеризуется повышенным содержанием мышьяка до 3 ПДК, отмечается повышенная природная цветность воды на 1, 5-2 ПДК. В отдельных районах отмечается повышенное содержание хлоридов, сульфатов до 1, 5 ПДК, где проживает свыше 50 % населения республики (г. Элиста, Черноземельский, Ики-Бурульский, Сарпинский, Приютненский, Целинный, Яшкульский районы). Для реки Волга характерно сезонное превышение микробиологических нормативов и гигиенических норм по цветности, мутности. В южных и восточных районах республики (Лаганский, Юстинский, Черноземельский, Ики-Бурульский, Яшкульский районы) отмечается повышенная заболеваемость среди населения эндемическим зобом (недостаток йода).

Низкая санитарно-гигиеническая надежность систем хозяйственно-питьевого водоснабжения и потребление населением питьевой воды, не отвечающей требованиям СанПин 2. 1. 4-1074-01, обуславливает возникновение и распространение инфекционных заболеваний, прежде всего вирусного

гепатита и бактериальной дизентерии. В последние годы отмечается рост заболеваемости энтеровирусной этиологии, которая характеризуется разнообразными путями передачи, в т. ч. и водным путем.

На фоне потребления некачественной питьевой воды увеличилось количество заболеваний мочеполовой системы - выше общероссийского уровня заболеваемости на 41, 2 %, эндокринной системы - на 22, 4 % (выше ОРУЗ на 29, 8 %), крови и кроветворных органов - на 27, 9 % (выше ОРУЗ на 43, 6 %), отмечается превышение по ряду инфекционных и паразитарных заболеваний.

Потребность в водных ресурсах на хозяйственно-питьевые нужды населения республики составляет 14, 6 млн. куб. м. в год или 40, 0 тыс. куб. м. в сутки.

Ситуация с водоснабжением населения Республики Калмыкия остается сложной, речь идет о здоровье населения, необходимы чрезвычайные меры, чтобы в сжатые сроки изменить ситуацию в корне.

По оценке Всемирной организации здравоохранения среди факторов, определяющих состояние здоровья населения, вода находится на втором месте после бедности, т. е. бесперебойное обеспечение населения доброкачественной водой остается одним из важнейших факторов не только санитарно-эпидемиологического благополучия, но и качества жизни. Обеспечение населения доброкачественной водой это одна из приоритетных задач государства и требует весомой государственной поддержки.

Указанные проблемы и достижение поставленных целей, которые в корне изменят ситуацию с водоснабжением населения республики, затрагивают экологические, социально-экономические, медико-гигиенические и другие комплексные вопросы, решение которых предлагается осуществить через программный подход, необходимость осуществления скоординированных действий органов государственной власти, местного самоуправления и других институтов по обеспечению населения Республики Калмыкия чистой водой.

II. Основные цели и задачи комплексной программы, сроки и этапы ее реализации, целевые индикаторы и показатели


Региональная комплексная программа "Чистая вода" на 2009-2022 годы (далее - Программа) представляет собой ряд взаимно увязанных мероприятий, осуществляемых органами государственной власти, органами местного самоуправления и другими институтами, реализация которых обеспечит поэтапное достижение цели - бесперебойное обеспечение населения Республики Калмыкия чистой водой.

Программа направлена на реформирование и модернизацию сектора водоснабжения и водоотведения Республики Калмыкия.

Основными задачами Программы являются:

- создание эффективной бизнес - среды и условий для привлечения частных инвестиций в сектор водоснабжения и водоотведения на основе

прозрачной системы государственного регулирования, обеспечивающей интересов потребителей, собственников и операторов систем водоснабжение водоотведения. Реализация этой задачи связана с совершенствование"" законодательства в области государственного регулирования, определяющего сферы ответственности частного бизнеса, органов государственной власти и местного самоуправления, запуском в секторе водоснабжения концессионных механизмов, переходом к долгосрочным тарифам, созданию инвестиционных институтов и развитию других механизмов государственно-частного партнерства;

- формирование системы государственных обязательств и системы контроля в секторе водоснабжения и водоотведения, включая стандарты качества воды, стандарты потребления и другие целевые индикаторы, обеспечивающие безопасность в секторе водоснабжения и водоотведения;

- обеспечение финансовой помощи в реализации инвестиционных программ в секторе водоснабжения и водоотведения. Указанные задачи программы могут быть решены путём внесения изменений и дополнений в законодательство Российской Федерации.

Сроки и этапы реализации Программы.

Программа разработана на период 2009 - 2022 г. г. и реализуется в три этапа:

I - этап - 2009 - 2012 г. г. (этап первоочередных мероприятий)

II-этап-2013-2017 г. г.

III-этап-2018-2022 г. г.

На первом этапе осуществляется реконструкция и строительство объектов водоснабжения и водоотведения, включенных в ФЦП "Юг России (2008 - 2012 годы)", ФЦП "Социального развития села до 2012 года", ФЦП "Жилище" на 2002-2010 годы и подпрограммы модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, ФЦП "Сохранение и восстановление плодородия почв, земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006-2010 годы и на период до 2012 года" и ряд других приоритетных объектов водоснабжения, где требуется принятие неотложных мер по обеспечению населения питьевой водой.

Обеспечение прозрачности и доступности информации о техническом и финансовом состояниях сектора водоснабжения и водоотведения.

На втором этапе реализации Программы должна быть достигнута цель обеспечения доброкачественной питьевой водой, отвечающей гигиеническим требованиям, не менее 65-70 процентов населения Республики Калмыкия.

Привлечение в сектор водоснабжения и водоотведения инвестиций, включая частные инвестиции, необходимых для коренной модернизации инфраструктуры.

Третий этап - предусматривает завершение реализации оставшихся объектов, предусмотренных Программой. Срок завершения III - этапа - 2022 год.

Целевые индикаторы и показатели Программы

В соответствии с основной целью Программы основные индикаторы должны соответствовать:

- доведению среднего удельного водопотребления по республике на одного человека до 120 л/сутки;

- показатель здоровья населения в зависимости от качества воды.

доведение степени обеспеченности населения услугами централизованного водоснабжения до 80 процентов вместо 41, 7 процентов;

- доля населения, потребляющего питьевую воду надлежащего качества, составит не менее 70 процентов;

- показатель здоровья населения в зависимости от качества воды, однако этот показатель весьма сложен для расчетов, поэтому предлагается использовать индикатор безопасности воды и определять его как процент некачественных проб воды в статистически достаточном множестве проб;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»