В современных условиях Республика Калмыкия должна стать динамично развивающимся регионом, занимающим достойное место в политической, экономической и социально-культурной сферах Российской Федерации.
Региональная экономическая политика при поэтапном переходе хозяйственного комплекса Калмыкии в режим стабилизации и устойчивого экономического роста строится на основе принципов и инструментов "смешанной экономики", приоритетной поддержки конкурентоспособных производств реального сектора экономики и социально ориентированных отраслей производства.
На сегодняшний день Республика Калмыкия имеет реальные и значимые возможности интенсивного и динамичного развития за счет экономико-географического положения, уникального природного, исторического и культурного наследия.
Республика Калмыкия, занимая площадь в 74,7 тыс. кв. км, расположена на крайнем юго-востоке европейской части России и входит в состав Южного федерального округа Российской Федерации.
Протяженность территории с севера на юг составляет 640 км, с запада на восток - 480 км. На юге республики, на границе со Ставропольским краем, расположено Чограйское водохранилище, на востоке - Каспийское море, территория прибрежной зоны составляет 1,4 тыс. кв. км. Республика Калмыкия имеет выход к одной из мощных водных транспортных артерий России - реке Волга.
Основную часть территории занимают светло-каштановые и бурые почвы, широко распространены солонцы, солончаки и пески. Республика располагает значительными природными ресурсами. Полезные ископаемые: нефть, газ, поваренная соль, разнообразные строительные материалы.
Особенности географического положения, разнообразные и благоприятные климатические условия, все еще неиспользуемые природные богатства, резервы рабочей силы представляют собой реальный потенциал для динамичного социально-экономического развития Республики Калмыкии, создают хорошую базу для инвестиций и развертывания предпринимательской деятельности.
На сегодняшний день в целях создания условий для привлечения инвестиций в экономику Республики Калмыкия приняты следующие меры:
- сформулировано инвестиционное законодательство Республики Калмыкия;
- принята Стратегия социально-экономического развития Республики Калмыкия на период до 2020 года (постановление Правительства Республики Калмыкия от 30 декабря 2008 г. N 465);
- утверждена Концепция социально-экономического развития Республики Калмыкия на период до 2015 года (постановление Правительства Республики Калмыкия от 30 мая 2011 г. N 152);
- принята Концепция республиканской целевой программы "Создание благоприятного инвестиционного климата в Республике Калмыкия (2012-2014 годы)" (распоряжение Правительства Республики Калмыкия от 7 сентября 2011 г. N 230-р);
- образована Правительственная комиссия по вопросам инвестиционной деятельности, развития строительной отрасли, промышленности и инфраструктуры (постановление Правительства Республики Калмыкия от 25 мая 2010 г. N 141);
- в целях повышения эффективности деятельности органов исполнительной власти Республики Калмыкия в области инвестиционной деятельности, повышения активности и улучшения взаимодействия субъектов инвестиционной деятельности на постоянной основе проводится конкурс инвестиционных проектов для включения в Республиканский реестр инвестиционных проектов (постановление Правительства Республики Калмыкия от 14 ноября 2007 г. N 402);
- ведутся работы по подготовке инвестиционного паспорта Республики Калмыкия, на основании которого планируется создание единой инвестиционной карты Республики Калмыкия и путеводителя инвестора с полной информацией об условиях реализации инвестиционных проектов на территории Республики Калмыкия. В паспорт будут также включены материалы о предоставляемых в соответствии с законодательством Республики Калмыкия преференциях (налогов, стоимость аренды земли и др.) с учетом информации от органов исполнительной власти и органов местного самоуправления Республики Калмыкия;
- отраслевыми органами исполнительной власти Республики Калмыкия прорабатывается вопрос создания Центра поддержки инвестиций и государственно-частного партнерства, Центра кластерного развития, Единого инвестиционного портала Республики Калмыкия в информационной телекоммуникационной сети Интернет (распоряжение Правительства Республики Калмыкия от 3 февраля 2012 г. N 13-р).
Статистические данные свидетельствуют о положительных тенденциях в рассматриваемой сфере. По итогам 2011 года прирост инвестиций в экономику республики в сопоставимой оценке составил 25,2%. Их объем превысил 9,2 млрд. рублей, что в среднем на душу населения составляет 32,2 тыс. рублей (РФ - 75,4 тыс. руб.).
Основным источником финансирования инвестиций в крупных и средних организациях являлись собственные средства, преобладающие в инвестировании в основной капитал в транспорте, связи, сельском хозяйстве.
В частности, рост обусловлен строительством подстанций НПС-2, НПС-3 в рамках проекта ЗАО "Каспийский трубопроводный консорциум" (КТК-Р), согласно которому планируется увеличение пропускной способности трубопроводной системы. В рамках проекта предполагается модернизация действующей нефтеперекачивающей станции "Комсомольская" и возведение еще 2 нефтеперекачивающих станций в Ики-Бурульском и Черноземельском районах.
Кроме того, в 2011 году Республикой Калмыкия подписано двенадцать соглашений с компаниями-инвесторами о совместной деятельности по реализации инвестиционных проектов на её территории. Для оперативного решения возникающих проблем и вопросов в республике функционирует так называемая система "прямой связи" инвесторов с руководством Республики Калмыкия.
О положительной динамике инвестиционных процессов свидетельствуют данные рейтингового агентства "Эксперт РА". В 2011 году Республика Калмыкия относилась к числу регионов России с незначительным потенциалом и высоким риском (3С2), тогда как в 2010 году - с низким инвестиционным потенциалом и с экстремальным риском (3D). В инвестиционном рейтинге регионов Российской Федерации Республика Калмыкия по-прежнему занимает 82-е место по инвестиционному потенциалу.
Низкий инвестиционный рейтинг Калмыкии обоснован отсутствием:
- единства законодательных и методологических основ реализации инвестиционных проектов на основе государственно-частного партнерства;
- достаточной финансовой поддержки субъектов инвестиционной деятельности и гарантий их прав;
- эффективного взаимодействия с различными инвестиционными фондами, институтами развития (Инвестиционным Фондом, ГК "Внешэкономбанк", ОАО "Россельхозбанк" и др.);
- земель на территории республики с доступной качественной инфраструктурой для размещения новых производственных объектов;
- современной транспортно-логистической инфраструктуры, способствующей доведению произведенной качественной продукции до потребителя в максимально короткие сроки.
В этой связи, внедрение Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата региона, разработанного Автономной некоммерческой организацией "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов", является одной из главных задач в рамках реализации мероприятий программы.