Недействующий

О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "СНИЖЕНИЕ РИСКОВ И СМЯГЧЕНИЕ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА В РЕСПУБЛИКЕ КАЛМЫКИЯ ДО 2005 ГОДА"

1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ


Республиканская целевая программа "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Республике Калмыкия до 2005 года" разработана в соответствии с Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 8 августа 2000 года N 210.

На территории Республики Калмыкия сохраняются высокий уровень техногенной и природной опасности и тенденция роста количества и масштабов последствий чрезвычайных ситуаций.

В 1999 году на территории Республики Калмыкия произошли 2 чрезвычайные ситуации техногенного характера: взрыв котла, обрушение здания котельной в п. Бургуста Целинного района (18.03.99 г.) и выход из строя трансформатора ТН-1000 кВт/110/35/10, в результате удара молнии в п. Комсомольский Черноземельского района (05.04.99 г.).

Серьезный материальный ущерб нанесен агропромышленному комплексу республики. В результате засухи и пыльных бурь уничтожены посевы озимых и яровых культур на площади более 225 тыс. га.

Вследствие неблагоприятных погодных условий погибли лесонасаждения на площади 3700 га и насаждения в местах проведения фитомелиоративных работ на площади 13078 га.

Актуальной остается проблема защиты населения и территории Лаганского района от воздействия нагонных вод Каспийского моря. Так с 31 марта по 1 апреля 1999 года водными потоками было размыто 800 м полотна дороги Лагань - Северное и 50 метров дамбы канала Нефтеразведка - Северное. Материальный ущерб от чрезвычайных ситуаций техногенного, биолого - социального и природного характера в республике в 1998 году составил более 125 млн. руб., в 1999 году - более 181 млн. руб.

Сохраняющаяся тенденция ежегодного роста количества и масштабов последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий заставляет искать новые решения проблемы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, предвидеть будущие угрозы, риски и опасности, развивать методы их прогноза и предупреждения.

До недавнего времени первостепенное внимание в решении проблем защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций уделялось ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий. Однако эти усилия становятся все менее эффективными и более затратными. Имеющиеся ограниченные ресурсы должны быть в первую очередь направлены на снижение риска и обеспечение безопасности человека, а не на оплату огромных расходов при покрытии причиненного ущерба.

Несмотря на сложности социально - экономического развития, в Республике Калмыкия в последнее время уделялось серьезное внимание вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Завершен первый этап создания территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). На этом этапе, в основном, решались задачи спасения населения от аварий, катастроф и стихийных бедствий. Главная задача второго этапа, развития территориальной подсистемы РСЧС - снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций, то есть осуществление комплекса мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь.

Проблема не может быть решена только на основе существующих механизмов регулирования и практического обеспечения мер защиты населения и территорий. Целью государственной политики в области снижения рисков и смягчения последствий природного и техногенного характера должно стать обеспечение гарантированного уровня безопасности личности, общества и окружающей среды в пределах показателей приемлемого для республики риска.

Нужен принципиально иной подход к ее решению. В основу нового подхода целесообразно положить принцип приемлемого риска.

Поэтому проблема снижения рисков и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Республике Калмыкия носит характер первостепенной важности, и ее решение относится к приоритетной сфере обеспечения национальной безопасности республики. Для решения проблемы требуется принятие неотложных мер во избежание потери условий для устойчивого развития экономики республики и ее способности к расширенному воспроизводству. Проблема носит ведомственный и межрегиональный характер и требует комплексного подхода на государственном уровне, повышения ответственности органов власти и руководителей всех уровней за своевременное проведение мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, а в случае их возникновения - организованную ликвидацию последствий.

Целью Программы является значительное снижение природных и техногенных рисков и смягчение последствий стихийных бедствий и катастроф в Республике Калмыкия в интересах повышения уровня безопасности личности, общества и окружающей среды в условиях возможных ЧС и создания необходимых условий для устойчивого развития Республики Калмыкия.

Реализовать программу планируется в два этапа:

- разработка научных основ, организационных, правовых и экономических механизмов снижения рисков и смягчения последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий;

- полномасштабная практическая реализация комплекса программных мероприятий по всем направлениям.

1-й этап (2001-2002 гг.). Цель этапа - определение путей и мер для приостановки неблагоприятной тенденции роста количества и масштабов последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Республике Калмыкия.

Для решения этих задач должны быть разработаны и реализованы наиболее эффективные и быстрореализуемые мероприятия, обеспечивающие получение результатов в ближайшей перспективе. Предусматривается разработка научных, нормативно - методических, организационных и экономических основ для дальнейшей практической реализации программных мероприятий в полном объеме.

2-й этап (2003-2005 гг.). Цель этапа - обеспечить реализацию Программы в полном объеме и реализовать на практике основные положения государственной стратегии снижения рисков и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Республике Калмыкия. Предусматривается возможность корректировки этого этапа Программы на основе анализа результатов, полученных на первом этапе и выделенных объемов финансирования.

Для реализации Программы необходимо осуществить комплекс мероприятий по следующим направлениям:

- Разработка нормативно - правового и методического регулирования в области снижения рисков и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций.

Законодательное и нормативно - правовое регулирование включает разработку законодательных актов по правовому регулированию снижения рисков и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций в Республике Калмыкия, создание системы нормативно - правовых документов управления риском чрезвычайных ситуаций, введение системы нормативных показателей и нормативов допустимого, приемлемого и пренебрежимого природного и техногенного риска с учетом реальных социально - экономических условии Республики Калмыкия.

В результате реализации направления:

- будет разработана концепция управления комплексным риском на региональном уровне, в том числе концепции безопасного проживания населения в районах с высокими уровнями природного и техногенного риска и нормативно - правового регулирования снижения риска и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций в Республике Калмыкия и различных отраслях;

- получит дальнейшее развитие нормативно - методическая база системы декларирования безопасности и паспортизации потенциально опасных промышленных, энергетических и транспортных объектов.

Государственное экономическое регулирование снижения риска и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера предусматривает развитие правовой и нормативно - методической базы:

- определения экономического ущерба от воздействия в результате чрезвычайных ситуаций на окружающую среду и население, совершенствования системы регулирования выплат пособий лицам. пострадавшим от чрезвычайных ситуации;

- определения экономической эффективности инвестиций в предупреждение, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций и определения размера резервирования средств на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций;