Союз предпринимателей Республики Калмыкия - Хальмг Тангч подтверждает свою твердую приверженность делу экономических реформ и намерен предпринимать в дальнейшем активные действия, способствующие выполнению Программы Президента Республики Калмыкия - Хальмг Тангч.
Программа Союза будет направлена, в первую очередь, на выполнение определенных республикой приоритетных отраслей народно-хозяйственного комплекса таких как:
- топливно-энергетический комплекс;
- переработка сельскохозяйственной продукции;
- производство стройматериалов;
- жилищное строительство;
- развитие сферы обслуживания, торговли;
- банковская, страховая деятельность, туризм и т.п.
Основной целью Программы является формирование наиболее благоприятных условий для предпринимательской деятельности, создание общей экономической и правовой среды, обеспечивающей стимулирование деловой активности населения, создание равных стартовых условий и реальных возможностей каждому гражданину республики для начала предпринимательской деятельности.
К началу 1993 года в Республике Калмыкия - Хальмг Тангч по данным Госкомстата республики действует 575 малых предприятий и кооперативов, в том числе: в промышленности - 30, сельском хозяйстве - 42, транспорте - 9, строительстве - 159, торговли и общепита - 108, жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания - 57, крестьянских (фермерских) хозяйств было организовано - 1015.
Однако непродуманная налоговая система, отсутствие правовой защиты и ограничения по кредитам привели к значительному ухудшению их деятельности. Сокращается число малых предприятий и кооперативов, не получают финансовой, правовой поддержки вновь созданные. Стало заранее убыточным вложение средств в сельское хозяйство, строительство и промышленность.
Таким образом, сложившаяся экономическая ситуация в республике диктует объективную необходимость соединения интересов предпринимателей и государства в становлении рыночного хозяйства и соответствующей ему среды.
Достижение стратегических целей программы обеспечивается реализацией комплекса мероприятий объединенных в 4 основных раздела:
1. Правовая и законодательная поддержка.
2. Организационная и имущественная поддержка.
3. Совершенствование налоговой политики.
4. Кредитно-финансовое обеспечение.
1.1. Создание и развитие законодательной и нормативной базы, необходимой для эффективного развития рыночных отношений, оптимального государственного регулирования экономики, стимулирования деловой активности.
Первоочередной задачей государственной поддержки предпринимательства является установление четких правовых гарантий, обеспечивающих свободу, защиту и поддержку частного бизнеса. К ним прежде всего относятся конституционное закрепление права частной собственности; решение вопроса о собственности на землю, защите иностранных инвестиций, о защите контрактов. Кроме того, требуется принять законодательные и нормативные акты о стимулировании малого и среднего бизнеса. Следует также внести необходимые изменения в трудовое, административное, уголовное, жилищное законодательство, а также в практику работы суда и арбитража.
1.2. Организация элементов рыночной инфраструктуры, обеспечивающих предпринимательскую деятельность включает систему товарного обращения, транспорта, связи и информатики, кредитно-финансовую структуру.
Первостепенное значение имеют организационные меры по координации деятельности ассоциаций и союзов предприятий и организаций, фермерских хозяйств, по защите интересов предпринимателей, а также при подготовке и реализации крупных бизнес-проектов, в том числе в сфере международного сотрудничества.
Важным моментом является выбор на уровне республики (города, района) приоритетов поддержки частного бизнеса в определенных отраслях деятельности. В условиях Республики Калмыкия - Хальмг Тангч представляется целесообразным следующие приоритетные направления: производство, хранение, переработка и реализация сельхозпродуктов, развитие стройиндустрии, инновационная деятельность в сфере здравоохранения и экологии.
Имущественная поддержка предпринимательства предусматривает пересмотр процедуры отвода земельных участков, предоставления льгот при приватизации государственного и муниципального имущества под конкретные проекты и программы, важные для социально-экономического развития территорий, а также получение малым и средним бизнесом части материально-сырьевых ресурсов республики для реализации территориальных программ.
1.3. Льготное налогообложение предусмотренное программой Президента республики должно стать одной из основных мер по развитию предпринимательства и формированию рыночной инфраструктуры в республике. Целесообразным представляется пересмотр порядка налогообложения прибыли, направляемой предпринимателями на расширение производства и в инновационные проекты, установление льгот по проектам и программам, признанным приоритетными для республики, установления льготного режима налогообложения по суммам, направленным в фонды поддержки предпринимательства.
Дополнительное финансирование предпринимательской деятельности возможно при частичной (до 30%) освобождении от налогов или государственное субсидирование банков, кредитующих начало или развитие частичного бизнеса, повышение до 5% размера прибыли, идущей на благотворительные цели, снижение на уровне республики ставок НДС по ряду потребительских товаров, сельхозпродукции, стройматериалов. Важным является разработка механизма использования и широкое применение на практике инвестиционного налогового кредита.
1.4. Создание равных стартовых возможностей и условий для предпринимательской деятельности предполагает формирование системы финансирования, кредитования и страхования частичного предпринимательства, обеспечивающей равный доступ к финансовым ресурсам.
Источниками создания финансовой базы малого бизнеса служат средства республиканского и местных бюджетов, фонда поддержи предпринимательства, актива банков, средства предприятий, организаций, личные средства граждан и иностранные инвестиции.
Формирование системы финансирования и кредитования предполагает: