ПРАВИТЕЛЬСТВО РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 сентября 2013 года N 582
Об утверждении Программы модернизации системы коммунальной инфраструктуры в сфере обращения с твердыми бытовыми отходами на территории муниципальных образований, входящих в состав Красносулинского межмуниципального экологического отходоперерабатывающего комплекса Ростовской области, на 2013 - 2015 годы
В целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, улучшения экологической обстановки и повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства Правительство Ростовской области постановляет:
1. Утвердить Программу модернизации системы коммунальной инфраструктуры в сфере обращения с твердыми бытовыми отходами на территории муниципальных образований, входящих в состав Красносулинского межмуниципального экологического отходоперерабатывающего комплекса Ростовской области, на 2013 - 2015 годы согласно приложению.
2. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя Губернатора Ростовской области Трифонова С.Ф.
Губернатор
Ростовской области В.Ю. Голубев
Постановление вносит
министерство жилищно-
коммунального хозяйства
Ростовской области
ПРОГРАММА модернизации системы коммунальной инфраструктуры в сфере обращения с твердыми бытовыми отходами на территории муниципальных образований, входящих в состав Красносулинского межмуниципального экологического отходоперерабатывающего комплекса Ростовской области, на 2013 - 2015 годы
Наименование Программы | - | "Модернизация системы коммунальной инфраструктуры |
Основание для разработки Программы | - | Программа разработана в соответствии с: |
Государственный заказчик Программы | - | министерство жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области (далее - министерство ЖКХ) |
Основной разработчик Программы | - | общество с ограниченной ответственностью "Экострой-Дон" (далее - ООО "Экострой-Дон") |
Основные | - | повышение надежности и эффективности эксплуатации объектов размещения твердых бытовых отходов (далее - ТБО); |
Задачи Программы | - | привлечение внебюджетных инвестиций для развития систем коммунальной инфраструктуры |
Сроки и этапы реализации Программы | - | 2013 - 2015 годы по этапам: |
Исполнитель Программы | - | министерство ЖКХ Ростовской области |
Участник Программы | - | общество с ограниченной ответственностью "Экострой-Дон" (далее - ООО "Экострой-Дон") |
Целевые показатели реализации Программы | - | на территориях, входящих в Красносулинский МЭОК (Пролетарское сельское поселение Красносулинского района, Краснокутское сельское поселение Октябрьского района и г. Шахты): |
Источники и объемы финансирования Программы | - | всего за период реализации с 2013 по 2015 годы (рублей) - 4 733 536 455,60, в том числе по годам (рублей): |
Основные механизмы мониторинга Программы | - | ежегодно в сроки и по форме, которые утверждены правлением Фонда, Ростовская область представляет в Фонд, а также размещает на официальном сайте Ростовской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет": (см. текст в предыдущей редакции) |
Ростовская область является субъектом Российской Федерации, входит в состав Южного федерального округа. Площадь Ростовской области составляет 10 096,7 тыс. га, численность населения на 1 января 2012 г. составляет 4 298 432 человека. В состав Ростовской области входят: 12 городских округов и 43 муниципальных района, в которых, в свою очередь, насчитывается 18 городских и 390 сельских поселений.
Существующие объекты размещения ТБО характеризуются длительным и интенсивным негативным воздействием на окружающую среду. Обустройство и содержание объектов не соответствуют требованиям СанПиН 2.1.7.1038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов" и инструкции по проектированию и эксплуатации полигонов для ТБО. На объекты поступает большое количество опасных ТБО: отработанные люминесцентные и энергосберегающие лампы, отработанные аккумуляторы, сложная бытовая и офисная техника, нефтесодержащие отходы, биологические и медицинские отходы.
В состав ТБО входит до 80 процентов вторичных материальных ресурсов: макулатуры, лома черных и цветных металлов, полимерных материалов, стекла, текстильных отходов, пищевых отходов и т.д. В структуре предприятий по сбору ВМР преобладают пункты приема лома черных и цветных металлов. Основная масса ВМР захоранивается совместно с ТБО.
На сегодняшний день основными характеристиками существующей системы обращения с ТБО и ВМР являются:
1. Несовершенство действующего федерального законодательства, регулирующего обращение с ТБО и ВМР.
2. Отсутствие эффективной системы управления ТБО и ВМР.
3. Несовершенство систем учета и контроля образования ТБО и ВМР.
4. Неполный охват населения услугами по планово-регулярной очистке.
5. Отсутствие современных полигонов для размещения ТБО, обустроенных с соблюдением экологических и санитарно-эпидемиологических требований.
6. Использование физически и морально устаревшей спецтехники, не соответствующей современным экономическим и экологическим требованиям.
7. Отсутствие необходимого количества контейнеров и контейнерных площадок.
8. Отсутствие организованной системы сбора ВМР.
9. Отсутствие производственной базы по механизированной сортировке ТБО и переработке ВМР в товарную продукцию.
10. Несовершенство тарифной политики.
11. Неразвитость рынка вторичного сырья и продукции, произведенной на его основе.
Негативные последствия отсутствия комплексного подхода к обращению с отходами и ВМР на территории Ростовской области накапливались в течение десятилетий и их невозможно устранить путем реализации отдельных инвестиционных проектов или краткосрочных мероприятий даже при активной поддержке Правительства Ростовской области и органов местного самоуправления. Решение проблемы отходопереработки должно носить системный характер и осуществляться программно-целевым методом.
В Ростовской области данная Программа разрабатывается по итогам выполненной в 2011 - 2012 годах научно-исследовательской работы "Региональная комплексная система управления отходами производства, потребления и вторичными материальными ресурсами Ростовской области" (далее – НИР). Результаты проведенного анализа существующей системы санитарной очистки территорий населенных пунктов муниципальных образований Ростовской области, в том числе организации сбора, вывоза, утилизации и размещения отходов для каждого населенного пункта, расчета объемов образования отходов, явились исходными данными для разработки Программы.
Основные задачи:
создание на территории Ростовской области единой правовой базы в области обращения с твердыми бытовыми отходами и вторичными материальными ресурсами;
строительство и рекультивация объектов размещения отходов;
разработка проектной документации на строительство и рекультивацию объектов размещения отходов;
развитие материальной базы муниципальных образований в сфере обращения с отходами, включая приобретение мусороуборочной техники, контейнеров для сбора отходов, обустройство контейнерных площадок, создание приемных пунктов по сбору вторсырья;
реализация инвестиционных проектов по строительству на территории Ростовской области межмуниципальных экологических отходоперерабатывающих комплексов;
развитие системы экологического образования, воспитания и информирования населения в области обращения с отходами и вторичными материальными ресурсами.
Источники финансирования областной долгосрочной целевой программы "Формирование комплексной системы управления отходами и вторичными материальными ресурсами на территории Ростовской области на 2014 - 2020 годы" - областной, местный и внебюджетные источники.
Учитывая полученные данные, существующий анализ передовых методов управления ТБО, применяемых в регионах Российской Федерации и странах Европейского Союза, из трех вариантов дальнейшего развития системы обращения с ТБО и ВМР - инерционный, оптимистический и инновационный, определен третий – инновационный.
Достоинствами данного варианта являются:
консолидация бюджетов для реализации мероприятий по развитию системы обращения с ТБО и ВМР;
привлечение инвесторов для строительства и эксплуатации МЭОК;
возможность создания современных отходоперерабатывающих предприятий;
обеспечение реализации государственной политики в области обращения с ТБО, направленной на максимальное использование ТБО в качестве ВМР.
Реализация инновационного варианта развития системы обращения с ТБО и ВМР потребует:
формирования комплексной системы управления ТБО и ВМР на территории Ростовской области;
заключения межмуниципальных соглашений о порядке строительства и эксплуатации МЭОК.
Основу инновационного варианта составляет зонирование территории Ростовской области по принципу отнесения нескольких административно-территориальных образований к одному МЭОК. Всего в Ростовской области определено 8 МЭОК. Мероприятия по строительству и развитию МЭОК предусмотрены в рамках государственной программы.
Один из МЭОК - Красносулинский, в его состав входят Краснокутское с.п. Октябрьского района, Пролетарское с.п. Красносулинского района и г. Шахты. На территории МЭОК согласно Региональному кадастру отходов производства и потребления Ростовской области, порядок ведения которого определен постановлением Правительства Ростовской области от 25.06.2012 N 528, зафиксированы: 1 полигон, 23 несанкционированные свалки, 1 законсервированная свалка.
МЭОК состоит из следующих объектов:
1. Участок захоронения брикетов ТБО, не подлежащих переработке.
2. Участок механической сортировки ТБО.
3. Участок компостирования органической части ТБО.
4. Участок термического обезвреживания биологических и медицинских отходов, поступающих в составе ТБО.
Красносулинский МЭОК будет иметь статус технопарка и обеспечивать переработку ВМР, собираемых на всей территории Ростовской области. В состав технопарка, кроме перечисленных объектов, входящих в МЭОК, будут входить:
1. Учебно-сертификационный центр.
2. Экспоплощадки для практической демонстрации технологий и оборудования.
3. Информационно-мониторинговый центр с областной базой данных кадастра ТБО.
4. Логистический центр управления потоками ТБО и ВМР.
5. Производственная база по промышленной переработке ВМР.
Развитие комплексной системы управления ТБО и ВМР на территории Красносулинского МЭОК будет основываться на следующих принципах:
системность - создание эффективной системы управления ТБО и ВМР;
комплексная переработка отходов и ВМР - внедрение системы сбора ВМР на специализированных приемных пунктах, организация сортировки ТБО и переработки (первичной переработки) ВМР на специализированных предприятиях, захоронение брикетов ТБО, не подлежащих переработке, на современном полигоне, отвечающем экологическим и санитарно-эпидемиологическим требованиям;
использование различных источников финансирования - областного, внебюджетных источников и средств Фонда.
Численность населения Красносулинского района составляет 81,9 тыс. человек. Санитарную очистку территорий населенных пунктов Красносулинского района осуществляют специализированные предприятия МУП "Наш Город" Красносулинского городского поселения, ООО "Коммунальщик", МУП "Спецавтохозяйство" г. Гуково. Основной объем по санитарной очистке района выполняет предприятие МУП "Наш Город" Красносулинского городского поселения", имеющее лицензию на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию и размещению отходов I - IV класса опасности. Специализированное предприятие на балансе имеет транспортно-производственную базу, которая включает в себя специальную технику, здания и сооружения, необходимые для осуществления административной деятельности и выполнения ремонтно-эксплуатационных и производственных работ.
Организованный сбор и вывоз ТБО осуществляется не во всех населенных пунктах. В случае отсутствия организованного удаления отходов отходы вывозятся самими жителями на несанкционированные свалки или сжигаются.
При организованном сборе и вывозе ТБО на территории муниципального образования "Красносулинский район" (далее - МО "Красносулинский район") применяются две системы удаления отходов: контейнерная и бесконтейнерная. На территории МО "Красносулинский район" оборудованы контейнерные площадки, на которых установлено 396 контейнеров. Объем ТБО, вывозимых специализированным предприятием на территории МО "Красносулинский район", составляет 54 231,2 м3/год, в том числе от жилищного фонда - 51 055 м3/год и от предприятий разной формы собственности - 3 176,2 м3/год. Сложившаяся на территории МО "Красносулинский район" система обезвреживания ТБО основана на захоронении всех образующихся отходов на несанкционированных свалках. Основной объем ТБО, образующихся на территории МО "Красносулинский район", вывозится на одну несанкционированную свалку ТБО общей площадью 12,5 га и на 21 несанкционированную свалку ТБО общей площадью 20,5 га.
В настоящее время на территории МО "Красносулинский район" система учета, сбора, использования и переработки вторичных материальных ресурсов отсутствует.