Недействующий

 
ПРАВИТЕЛЬСТВО ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 от 24 октября 2013 года N 574

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ НАУЧНОЙ И ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ"

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления правительства Тульской области от 23.07.2015 N 343, вступившего в силу со дня официального опубликования (опубликовано в "Сборнике правовых актов Тульской области и иной официальной информации" http://npatula.ru - 27.07.2015).
____________________________________________________________________

(в ред. Постановлений правительства Тульской области от 16.10.2014 N 515, от 17.02.2015 N 65)


В соответствии со статьей 34 Устава (Основного Закона) Тульской области правительство Тульской области

постановляет:

1. Утвердить государственную программу Тульской области "Развитие научной и инновационной деятельности в Тульской области" (приложение).

2. Управлению пресс-службы правительства Тульской области опубликовать Постановление в средствах массовой информации.

3. Постановление вступает в силу с 1 января 2014 года.

Первый заместитель губернатора
Тульской области - председатель
правительства Тульской области
Ю.М.АНДРИАНОВ



Приложение
к Постановлению правительства
Тульской области
от 24.10.2013 N 574

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ НАУЧНОЙ И ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ"

(в ред. Постановлений правительства Тульской области от 16.10.2014 N 515, от 17.02.2015 N 65)

Паспорт государственной программы Тульской области

Ответственный исполнитель программы

Правительство Тульской области

Соисполнители программы

Министерство промышленности и топливно-энергетического комплекса Тульской области

Программно-целевые инструменты программы

Законодательное определение приоритетных направлений научной, научно-технической и инновационной деятельности в Тульской области;
присуждение грантов правительства Тульской области в сфере науки и техники;
присуждение премий Тульской области в сфере науки и техники;
проведение ежегодных региональных конкурсов проектов в области фундаментальных исследований и гуманитарных наук совместно с Российским фондом фундаментальных исследований и Российским гуманитарным научным фондом;
размещение заказов на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (далее - НИР и ОКР) для государственных нужд Тульской области

Цель программы

Содействие переводу Тульской области на инновационный путь развития за счет наращивания и совершенствования потенциала научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ

Задачи программы

Повышение инновационной активности в высокотехнологичных сферах промышленности;
содействие использованию научного потенциала разработчиков военно-технической продукции в различных отраслях экономики области;
оказание поддержки и создание условий по внедрению инновационных технологий энерго- и ресурсосбережения; стимулирование предприятий и организаций к внедрению инновационных технологий ресурсопотребления, применению альтернативных источников выработки энергии;
стимулирование инновационной деятельности и создание льготных условий работы предприятий инновационной направленности;
содействие реализации научно-образовательного потенциала молодежи;
создание системы информационной поддержки инновационной деятельности;
поддержка межрегионального и международного сотрудничества в области развития науки и технологий

Показатели программы

Количество работ, заявленных на соискание грантов правительства Тульской области в сфере науки и техники;
общая сумма присужденных грантов правительства Тульской области в сфере науки и техники за период действия программы;
количество работ, заявленных на соискание премий Тульской области в сфере науки и техники;
общая сумма присужденных премий Тульской области в сфере науки и техники за период действия программы; количество работ, заявленных на соискание грантов в области фундаментальных исследований и гуманитарных наук;
общая сумма присужденных грантов в области фундаментальных исследований и гуманитарных наук за период действия программы;
суммарная стоимость НИР и ОКР, выполненных для государственных нужд Тульской области за период действия программы;
доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в валовом региональном продукте относительно уровня 2011 года;
доля внутренних затрат на исследования и разработки в валовом региональном продукте;
доля организаций, осуществляющих технологические инновации, в общем количестве обследованных организаций

(в ред. Постановления правительства Тульской области от 16.10.2014 N 515)

Этапы и сроки реализации программы

Программа реализуется в один этап:
2014 - 2020 годы

Объемы бюджетных ассигнований программы

Общий объем финансирования программы составляет 283,06 млн. руб., из них:
2014 год - 10,66 млн. руб.;
2015 год - 15,0 млн. руб.;
2016 год - 15,0 млн. руб.;
2017 год - 15,0 млн. руб.;
2018 год - 75,8 млн. руб.;
2019 год - 75,8 млн. руб.;
2020 год - 75,8 млн. руб.;
средства федерального бюджета - 67,45 млн. руб., из них:
2014 год - 1,45 млн. руб.;
2015 год - 1,5 млн. руб.;
2016 год - 1,5 млн. руб.;
2017 год - 1,5 млн. руб.;
2018 год - 20,5 млн. руб.;
2019 год - 20,5 млн. руб.;
2020 год - 20,5 млн. руб.;
средства бюджета Тульской области - 215,61 млн. руб., из них:
2014 год - 9,21 млн. руб.;
2015 год - 13,5 млн. руб.;
2016 год - 13,5 млн. руб.;
2017 год - 13,5 млн. руб.;
2018 год - 55,3 млн. руб.;
2019 год - 55,3 млн. руб.;
2020 год - 55,3 млн. руб.

(в ред. Постановления правительства Тульской области от 17.02.2015 N 65)

Ожидаемые результаты реализации программы

Реализация государственной программы позволит:
стимулировать рост активности в сфере научных исследований и разработок и повысить общее число работ, заявляемых на участие в конкурсах грантов и премий в сфере науки и техники, на 13,4% (с 216 до 245);
обеспечить выполнение НИР и ОКР в интересах Тульской области на общую сумму 122,6 млн. руб.;
увеличить долю продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в валовом региональном продукте относительно уровня 2011 года в 1,3 раза;
довести долю внутренних затрат на исследования и разработки в валовом региональном продукте до 1,77%;
увеличить долю организаций, осуществляющих технологические инновации, в общем количестве обследованных организаций до 26,0%

(в ред. Постановлений правительства Тульской области от 16.10.2014 N 515, от 17.02.2015 N 65)

1. Характеристика текущего состояния, основные показатели, основные проблемы сферы научно-технической и инновационной деятельности Тульской области


На протяжении нескольких последних десятилетий в большинстве отраслей экономики России продолжалось нарастание технологического отставания отечественных предприятий от мировых промышленных лидеров. Российские предприятия обрабатывающего сектора экономики выпускают, как правило, низкотехнологичную продукцию начальных промышленных переделов. В металлургии - чугун, первичный алюминий, стальной прокат; в химии - минеральные удобрения, продукцию первичного органического синтеза; в лесоперерабатывающей отрасли - пиломатериалы, древесноволокнистые плиты; в машиностроении - недорогую строительную и сельскохозяйственную технику.

Почти половина производимой в России промышленной продукции реализуется на внешнем рынке и в дальнейшем используется в качестве сырья в последующих промышленных переделах. Ценообразование на мировых рынках, где представлена основная российская продукция, носит, как правило, спекулятивный характер и зависит от множества внешних факторов. В результате российская промышленность становится в значительной степени зависимой от колебаний мировой рыночной конъюнктуры, что отчетливо проявилось в условиях финансового кризиса, разразившегося в конце 2008 года.

В настоящее время в России одним из наиболее актуальных является вопрос, касающийся перевода экономики страны на инновационный путь развития. Повышение экономической роли инноваций, механизмов развития инновационных процессов является одним из ключевых факторов, обусловивших радикальные структурные сдвиги в экономике всех развитых стран мира.

Ситуация в экономике Тульской области в целом соответствует общероссийской.

Тульская область является индустриально развитым регионом. Промышленные предприятия вносят наибольший вклад в производство валового регионального продукта, их доля составляет более 40%.

С 2005 по 2012 годы сформировалась тенденция к росту промышленного производства в Тульской области. За этот период годовой объем произведенной промышленной продукции в регионе вырос в сопоставимых ценах в 1,5 раза. По итогам 2012 года индекс промышленного производства в регионе составил 102,5%, за 8 месяцев 2013 года - 105,3%, что превосходит средний показатель по Российской Федерации.

Основу промышленности Тульской области составляют обрабатывающие производства, доля продукции которых в общем объеме отгруженной промышленной продукции составляет 90%. На долю производства и распределения электроэнергии, газа и воды приходится 9%, на долю добывающих производств - 1%.

В структуре обрабатывающих производств ведущие позиции по объемам отгруженной продукции занимают: машиностроение (25%), химическое производство (22,9%), металлургия (18,2%), производство пищевых продуктов (18,2%), целлюлозно-бумажное производство (4,3%).

В числе регионов Центрального федерального округа Тульская область демонстрирует показатели инновационной активности, близкие к средним. Уровень инновационной активности и эффект от нее в настоящее время остаются незначительными. За период с 2000 года удельный вес организаций, осуществляющих технологические инновации в промышленности и топливно-энергетическом комплексе, колеблется в пределах 10-16% от общего числа предприятий. Удельный вес инновационных товаров, работ и услуг в общем объеме отгруженной продукции за данный период составляет лишь 6-10%. Удельный вес затрат на технологические инновации за последние 10 - 12 лет не превышает 9%. По итогам анализа динамики указанных показателей можно сделать вывод о том, что ситуация в сфере инноваций на текущий момент близка к стагнации.

Основные показатели инновационной активности в Тульской области

Наименование показателя

2000

2005

2008

2009

2010

2011

Затраты на технологические инновации, млн. руб.

852,5

1129,3

4976,7

6408,9

5308,3

4447,4

Удельный вес затрат на технологические инновации в общем объеме отгруженных товаров, работ, услуг, %

2,6

2,3

7,2

8,6

6,6

3,5

Удельный вес организаций, осуществлявших технологические инновации, %

10,0

16,0

13,8

9,6

11,6

11,3

Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, работ, услуг, %

8,5

6,1

3,4

3,8

10,5

5,8

Выдано патентов заявителям, ед.

323

295

300

242

241


Восприимчивость бизнеса к нововведениям остается невысокой. Наиболее очевидной и распространенной причиной этого является высокая степень изношенности основных фондов большинства промышленных предприятий области и применение устаревших производственных технологий. Как следствие, подавляющее большинство хозяйствующих субъектов на современном этапе предпочитает прочим инновациям закупки овеществленных технологий, то есть машин и оборудования, с дальнейшей адаптацией их под конкретный продукт, не имеющий инновационного характера. Их мотивы связаны со стремлением в кратчайшие сроки обновить материально-техническую базу, повысить технологический уровень производства, окупить вложенные средства, что во многом оправдано самой природой инновационных процессов, требующих постоянной модернизации производственно-технологического аппарата и постоянным дефицитом собственных финансовых средств у большинства предприятий.

Попытки точечного решения проблемы не меняют качества технологических процессов в целом, не решают проблему их системной скоординированной модернизации. Для обеспечения качественно нового уровня функционирования региональной экономики необходимо проведение на уровне области комплексной, сбалансированной политики, направленной на развитие инновационной деятельности и внедрение ее результатов в традиционных для региона сферах производства.

Одним из основных направлений данной работы должно стать создание и развитие региональной системы венчурного финансирования наиболее перспективных инновационных проектов с привлечением опыта и ресурсов крупнейших российских операторов - ОАО "Российская венчурная компания", объединений бизнес-ангелов, а также созданием в регионе собственной инфраструктуры венчурного инвестирования.

2. Цели и задачи, прогноз развития сферы научно-технической и инновационной деятельности Тульской области, прогноз конечных результатов государственной программы


Целью программы является содействие переводу Тульской области на инновационный путь развития за счет наращивания и совершенствования потенциала НИР и ОКР.

Достижение поставленной цели осуществляется на основе решения следующих задач:

повышение инновационной активности в высокотехнологичных сферах промышленности;

содействие использованию научного потенциала разработчиков военно-технической продукции в различных отраслях экономики области;

оказание поддержки и создание условий по внедрению инновационных технологий энерго- и ресурсосбережения;

стимулирование предприятий и организаций к внедрению инновационных технологий ресурсопотребления, применению альтернативных источников выработки энергии;

стимулирование инновационной деятельности и создание льготных условий работы предприятий инновационной направленности;

содействие реализации научно-образовательного потенциала молодежи;

создание системы информационной поддержки инновационной деятельности;

поддержка межрегионального и международного сотрудничества в области развития науки и технологий.

Реализация государственной программы позволит:

стимулировать рост активности в сфере научных исследований и разработок и повысить общее число работ, заявляемых на участие в конкурсах грантов и премий в сфере науки и техники, на 13,4% (с 216 до 245);

обеспечить выполнение НИР и ОКР в интересах Тульской области на общую сумму 122,6 млн. руб.;

(в ред. Постановления правительства Тульской области от 17.02.2015 N 65)

увеличить долю продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в валовом региональном продукте относительно уровня 2011 года в 1,3 раза;

(абзац введен Постановлением правительства Тульской области от 16.10.2014 N 515)

довести долю внутренних затрат на исследования и разработки в валовом региональном продукте до 1,77%;

(абзац введен Постановлением правительства Тульской области от 16.10.2014 N 515)

увеличить долю организаций, осуществляющих технологические инновации, в общем количестве обследованных организаций до 26,0%.

(абзац введен Постановлением правительства Тульской области от 16.10.2014 N 515)

3. Этапы и сроки реализации государственной программы


Программа реализуется в один этап: 2014 - 2020 годы.

4. Перечень основных мероприятий государственной программы

(в ред. Постановления правительства Тульской области от 17.02.2015 N 65)

N п/п

Наименование основного мероприятия

Ответственный исполнитель/субъект бюджетного планирования

Срок

Ожидаемый непосредственный результат (краткое описание)

Последствия нереализации ведомственной целевой программы, основного мероприятия

Связь с показателями государственной программы

начала реализации

окончания реализации

1

2

3

4

5

6

7

8

1

Законодательное определение приоритетных направлений научной, научно-технической и инновационной деятельности в Тульской области

Министерство промышленности и топливно-энергетического комплекса Тульской области

2015

2015

Принятие новой редакции Закона Тульской области от 2 февраля 1998 года N 73-ЗТО "Об осуществлении научной, научно-технической и инновационной деятельности на территории Тульской области"

Отсутствие системного характера в оказании государственной поддержки субъектам научно-технической и инновационной деятельности

-

2

Присуждение грантов правительства Тульской области в сфере науки и техники

Правительство Тульской области

2014

2020

Активизация научно-исследовательской и инновационной деятельности

Спад активности в сфере исследований и разработок, отток инновационно-активных предприятий из региона

Показатели 1, 2 раздела 7

3

Присуждение премий Тульской области в сфере науки и техники

Правительство Тульской области

2014

2020

Повышение престижа научно-исследовательской и инновационной деятельности

Спад активности в сфере исследований и разработок

Показатели 3, 4 раздела 7

4

Проведение ежегодных региональных конкурсов проектов в области фундаментальных исследований и гуманитарных наук совместно с Российским фондом фундаментальных исследований и Российским гуманитарным научным фондом

Правительство Тульской области

2014

2020

Активизация научно-исследовательской и инновационной деятельности

Спад активности в сфере исследований и разработок, отток инновационно-активных предприятий из региона

Показатели 5, 6 раздела 7

5

Размещение заказов на выполнение НИР и ОКР для государственных нужд Тульской области

Правительство Тульской области

2014

2020

Активизация научно-исследовательской деятельности

Спад активности в сфере исследований и разработок

Показатель 7 раздела 7


5. Основные меры правового регулирования

(в ред. Постановления правительства Тульской области от 17.02.2015 N 65)

В целях реализации государственной программы необходимо осуществить следующие мероприятия по разработке нормативных правовых актов Тульской области:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»