В последнее десятилетие в системе образования России складывается особая культура поддержки и помощи ребенку в воспитательно-образовательном процессе - психолого-педагогическое сопровождение как практическое воплощение идеи гуманистического и личностно ориентированного подхода к ребенку.
На современном этапе в образовательных организациях всех уровней, типов, видов и подчиненности все более острой становится потребность актуализировать деятельность, ориентированную на поддержку детей, создание безопасной образовательной среды, основанной на гуманистических подходах, на формирование ценностей здорового образа жизни и предупреждение отклоняющегося поведения несовершеннолетних. Внедрение в образовательную среду инновационных социально-педагогических и психологических технологий, обеспечивающих достижение выше поставленных целей, способствует социализации образовательного процесса, направленного на развитие социально ориентированной личности, успешности выпускников на рынке труда, повышению престижа образовательной организации.
Обеспечение благополучного и защищенного детства стало одним из основных национальных приоритетов России. Вместе с тем продолжается сокращение численности детского населения, за последнее десятилетие сформировались устойчивые негативные тенденции в динамике основных параметров здоровья детей.
Низкими темпами сокращается число детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Остро стоят проблемы подросткового алкоголизма, наркомании и токсикомании, особую озабоченность вызывает суицид и покушение на суицид со стороны несовершеннолетних, а также жестокое обращение с детьми, информационная агрессия.
Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения каждого ребенка в процессе обучения и воспитания.
Новая школа - это школа для всех. В ней будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Будут учитываться возрастные особенности школьников.
Новая школа - это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников.
Актуальность программы обусловлена необходимостью изменения жизненной ситуации людей с инвалидностью, вовлечения их в жизнь и создания условий достойного существования.
В настоящее время условия жизни инвалидов Иркутской области не соответствуют современным нормам жизни человека в обществе. В большинстве из них люди с особыми нуждами не только лишены качественных услуг и развития потенциальных возможностей к самостоятельной жизни, они лишены возможности удовлетворять основные человеческие потребности, в том числе на образование: дошкольное, школьное и профессиональное, а впоследствии реализации прав на работу и достойное существование в социуме.
Общее количество детей школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья в Иркутской области составляет 18705 человек, из них 5850 детей-инвалидов школьного возраста. Организовано обучение для 17675 детей, из них 4823 детей-инвалидов.
Проблема социального сиротства для Иркутской области остается крайне актуальной.
По состоянию на 1 января 2012 года общая численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в органах опеки и попечительства, 21728 человек, что составляет 4% от общей численности несовершеннолетних, проживающих в области.
Предпринимаемые активные меры по профилактике социального сиротства позволили увеличить на 42,9% число детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание биологическим родителям, в сравнении с аналогичным периодом 2011 года.
В Иркутской области реализуются такие формы семейного устройства, как опека, в том числе усыновление (удочерение), приемная семья.
За первое полугодие 2012 года на семейные формы устройства передано детей:
- на безвозмездную форму опеки (попечительства) - 433 человека;
- на возмездную форму опеки (попечительства) - 434 человека.
Число детей, отобранных у родителей по причине жестокого обращения, угрозы жизни, - 46 человек. Число семей, из которых отобраны дети, - 23. Лишены родительских прав 701 человек в отношении 827-ми детей. Ограничены в родительских правах 78 человек в отношении 96 детей.
По данным министерства образования Иркутской области, в 2011 - 2012 учебном году из областных государственных образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выпустилось 405 детей-сирот. Из них 241 человек (что составляет 60%) поступили в учреждения начального профессионального образования, 150 человек (37%) - в учреждения среднего профессионального образования, 14 человек (3,5%) - в высшие учебные заведения, трудоустроились 19 человек (4,7%).
Органы и организации, работающие с выпускниками, в основном ведут работу по преодолению кризисных ситуаций, а не по их предупреждению. Основная задача организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - подготовка выпускника к реальной жизни в обществе. Несмотря на это, сохраняется тенденция, при которой подавляющее большинство выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеют возможностей для позитивной социализации после выпуска из указанных организаций.
Ведущая задача развития образования в Иркутской области - создание механизмов устойчивого повышения доступности качественного образования, максимального соответствия качества образования государственному заказу и социальному спросу, эффективности получаемых результатов.
Приоритетные задачи:
- повышение уровня социальной защищенности детей-сирот, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- создание условий устойчивого развития системы дополнительного образования детей, повышение эффективности дополнительного образования для успешной социализации, саморазвития и профессионального самоопределения детей;
- организация активной жизнедеятельности, обеспечение комфортного самочувствия каждого ребенка в детском сообществе.
Целью модернизации образования является обеспечение высокого качества российского образования, которое не сводится только к обученности детей, набору знаний и навыков, но связывается с воспитанием, понятием "качество жизни", раскрывающимся через такие категории, как "здоровье", "социальное благополучие", "самореализация", "защищенность". Соответственно, сфера ответственности системы психолого-педагогического сопровождения не может быть ограничена рамками задач преодоления трудностей в обучении, но должна включать в себя задачи обеспечения успешной социализации, сохранения и укрепления здоровья, защиты прав детей. Поэтому социальное и психологическое сопровождение должны стать неотъемлемой частью сопровождения.
Таким образом, сопровождение сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации.
Главный ориентир своей деятельности специалисты должны видеть в том, чтобы, сохранив лучшие традиции отечественного образования, взять на себя дополнительные функции защиты интересов личности, ее гармоничного развития, повышения адаптационных возможностей участников образовательного процесса через формирование системы комплексного психолого-педагогического, социального сопровождения всех субъектов образования.