Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВЕДОМСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ" НА 2014 - 2020 ГОДЫ (с изменениями на: 30.05.2017)

Раздел 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ НА ВЕДОМСТВЕННОМ УРОВНЕ


На современном этапе развития общества система дополнительного образования для детей приобретает все большее значение в развитии всесторонне развитой личности, при подготовке квалифицированных кадров, в приобретении практических навыков социализации подрастающего поколения. В связи с чем важной частью социальной политики в Иркутской области является развитие дополнительного образования детей, в том числе развитие физической культуры и спорта.

В последнее десятилетие в Российской Федерации уменьшилось число учреждений дополнительного образования, детских музыкальных, художественных, хореографических школ и школ искусств, детских оздоровительных лагерей. Сеть подведомственных министерству образования Иркутской области учреждений, оказывающих услуги по представлению дополнительного образования детям ОГОУ ДОД, уменьшилась от 7 образовательных учреждений до 4. В 2012 произошло объединение 3 ОГОУ ДОД: областного государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей "Областной детский эколого-биологический центр", областного государственного образовательного учреждения дополнительного образования детей "Центр детско-юношеского туризма и краеведения" и областного государственного образовательного учреждения дополнительного образования детей "Центр детского технического творчества" (далее - реорганизуемые образовательные учреждения). В форме слияния образовалось областное государственное образовательное бюджетное учреждение дополнительного образования детей (далее - ОГБУ ДОД) "Центр развития дополнительного образования детей Иркутской области" (далее - Учреждение).

Основная цель реорганизации ОГОУ ДОД - эффективное функционирование объединенных образовательных учреждений как мощного фактора качественного обновления образовательной системы в ОГОУ ДОД, что позволит:

1) повысить эффективность использования существующей материально-технической базы;

2) укрепить материально-техническую и технологическую базу;

3) улучшить эффективность использования инновационно-научного потенциала и кадровых резервов за счет интеграционных процессов;

4) повысить аккредитационные показатели (наполняемость групп, увеличение площадей: спортивные залы, учебные аудитории, технические лаборатории и др., увеличение библиотечно-информационного фонда, информатизация образовательного процесса);

5) повысить статус и престиж дополнительного образования педагогического образования в Иркутской области.

Обучающиеся реорганизуемых областных государственных образовательных учреждений дополнительного образования детей в количестве 3012 чел. продолжат обучение по образовательным программам в учреждении дополнительного образования детей "Центр развития дополнительного образования детей Иркутской области".

Развитие системы дополнительного образования детей влияет на здоровье школьников, уровень их образованности и общей культуры, культуры толерантного взаимодействия с людьми и окружающей средой; способствует усилению общественной безопасности в силу влияния на снижение агрессивности и роста правонарушений в детской и подростковой среде, противодействию распространения в ней негативных явлений; сохранение бесплатности дополнительного образования детей, включение детей из социально неблагополучных семей, детей-инвалидов является средством их социальной защиты. Решение задач личностного и профессионального самоопределения школьников, организация работы с одаренными детьми способствуют обеспечению интеллектуального роста и повышению конкурентоспособности.

Во всех подведомственных министерству образования Иркутской области организациях ГОО ДОД в настоящее время насчитывается более 226 творческих объединений (кружков, групп, спортивный секций) по разным направлениям деятельности, таких как: научно-техническое, эколого-биологическое, туристско-краеведческое, спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, культурологическое и другие, в которых занимается 9589 детей и подростков (7,8% от всех детей охваченных дополнительным образованием). Организации реализуют 112 образовательных программ. Из них 28 - программ эколого-биологической направленности, 17 - туристско-краеведческой и патриотической направленности, 23 - спортивной направленности, 8 - реабилитационной направленности для детей с ограниченными возможностями, 12 - художественно-эстетической направленности; 12 - технической направленности; 12 - фольклорно-этнографической направленности.

В сфере дополнительного образования детей существуют следующие проблемы.

1. Для профильного обучения и приобретения практических навыков, социализации подрастающего поколения требуется разработка и внедрение инновационных образовательных программ дополнительного образования детей.

2. С 2009 года наблюдается снижение числа обучающихся, охваченных дополнительным образованием в ОГОУ ДОД, на 3% - 350 чел. и количества педагогических работников системы дополнительного образования детей на 29 человек - 9%. Причинами уменьшения числа занятых детей является как реорганизация учреждений, так и сокращение численного состава педагогических работников.

Важным направлением в работе ГОО ДОД является отслеживание судьбы талантливых детей и их поддержка на протяжении нескольких лет. Многие из детей выбирают дальнейший профессиональный путь, связанный с экологией, спортом, туризмом или творчеством. Сегодня становятся действительно востребованными специалисты по микробиологии и садовому дизайну, промышленному альпинизму и точным техническим наукам. В рамках данной программы предполагается организация и формирование системы взаимодействия университетов и организаций дополнительного образования по реализации образовательных программ старшей школы, ориентированных на развитие одаренности у детей и подростков к 2015 году.

3. 50% работников ГОО ДОД находятся в возрастной категории 35 - 55 лет, 20% - в возрастной категории более 55 лет. Молодые специалисты, в основном, работают в общеобразовательных организациях. Эффективность и качество дополнительного образования во многом зависит от профессионального уровня педагогов.

4. Проблема автоматизации образовательных процессов и процессов управления в ГОО ДОД как средства повышения производительности труда всегда являлась и остается актуальной в любой сфере человеческой деятельности, сфера дополнительного образования также не является исключением.

Поэтому одной из приоритетных задач развития системы дополнительного образования детей в Иркутской области будет также являться информатизация системы дополнительного образования в целом, а в частности - внедрение автоматизированных процессов в образовательную деятельность ГОО ДОД.

5. В течение последних десяти лет образовательные учреждения ОГОУ ДОД не были включены в инновационные проекты по развитию образования в Иркутской области. Финансирование данных учреждений происходило по остаточному принципу, поэтому материально-технические базы ОГОУ ДОД практически не обновлялись. Учебные кабинеты не оснащены современным учебным оборудованием. В настоящее время возникла проблема модернизации материально-технической базы организаций, соответствующая инновационному развитию экономики Иркутской области. Деятельность данных организаций должна быть направлена на создание равных "стартовых" возможностей каждому ребенку для самореализации, оказание помощи одаренным и талантливым детям.

Приоритетным стратегическим направлением деятельности образовательных организаций ГОО ДОД на перспективу с 2014 года до 2020 года является формирование ГОО ДОД как конкурентоспособных организаций.

(в ред. Приказа министерства образования Иркутской области от 11.11.2016 N 122-мпр)

Значимая роль в реализации вышеуказанного стратегического направления отводится системе образования в ГОО ДОД, которая должна обладать современными программами, развитой инфраструктурой образовательных услуг и эффективными технологиями, позволяющими людям раскрыть творческий потенциал, реализоваться в производственной деятельности и построении профессиональной карьеры.

Стратегические направления развития образовательных организаций системы ГОО ДОД основываются на национальной образовательной инициативе "Наша новая школа", основные направления социально-экономического развития ГОО ДОД призваны обеспечить:

- повышение доступности качественного образования;

- удовлетворение ожиданий общества и каждого гражданина в сфере образования.

Затраты областного бюджета на содержание организаций ГОО ДОД являются долгосрочными инвестициями в будущее развитие Российского общества и Иркутской области, его кадрового потенциала, профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, других асоциальных проявлений в детской и подростковой среде.

В последние годы в образовательных учреждениях ОГОУ ДОД, достигнуты заметные позитивные результаты:

- сохранение единого образовательного пространства путем обеспечения взаимодействия организаций ГОО ДОД с образовательными организациями всех типов и видов;