Распространение. Работы по интродукции изюбра на юг Сахалина начаты в 1965 г., когда на Тонино-Анивском полуострове было выпущено 29 особей, отловленных в Хабаровском и Приморском краях. В последующие пять лет проводились внутриобластные расселения и всего было выпущено 58 зверей, из которых 23 особи в Долинском районе, в междуречье рек Ай - Фирсовка и 10 зверей в Тымовском. В 1995 году 9 изюбрей выпущены на полуостров Шмидта, в биологический заказник "Северный". Сведений о результатах этого выпуска нами не обнаружено.
Наиболее благоприятными для новоселов биотопами оказались хвойно-широколиственные леса с присутствием дуба, ясеня, диморфанта и других представителей японо-манчжурской флоры, сходные с лесами Приморья и Приамурья. На побережье залива Мордвинова изюбры держались в дубняках, по багульниковым переувлажненным участкам, на осоковых и вейниковых лугах, на старых гарях, в елово-пихтовом лесу. При этом олени избегали сплошных лесных массивов и придерживались участков леса, перемежающегося с полянами, гарями, болотами. В целом же лучшие места обитания - ивово-ольховые поймы и смешанные пихтово-еловые леса с присутствием лиственных пород, зарастающие гари и лесосеки на пологих склонах. Не избегает изюбр травянисто-кустарничковых лиственничников, летом охотно посещает осоково-вейниковые луга.
В бесснежный период животные используют заселенную территорию относительно равномерно, зимой же распределение зависит в основном не от обеспеченности кормами, а от мощности и характера снегового покрова. Изюбр концентрируется там, где снег рыхлый, а его глубина не превышает 70 см. Обычно это склоны южной экспозиции, но в целом таких мест не много, что и является одним из лимитирующих факторов. С увеличением глубины снега звери перемещаются на "выдува" и под защиту темнохвойных лесов. Благополучие популяции в этот период определяют три типа растительных сообществ - пойменные ольхово-ивовые и пихтово-еловые леса и каменноберезники.
В настоящее время подавляющая часть поголовья сосредоточена на юге острова. К северу ареал изюбра сдвинулся незначительно. В Макаровском районе зверь практически не встречается. Один след зафиксирован на правобережье среднего течения р. Макарова, да лет 15 назад видели след на границе Макаровского и Томаринского районов в летний период. В Тымовском районе за 15 лет, прошедших со дня выпуска, поголовье всего лишь удвоилось и по экспертной оценке охотоведов составляет на район не более 15 - 20 голов. Местные специалисты считают, что для Тымовского района вид перспектив не имеет, а оставшихся животных пока еще спасает хорошая кормовая база и низкий уровень браконьерства. Поэтому зимой изюбр и может просуществовать на крайне ограниченном пространстве.
По сведению охотоведа А.А.Ищенко, следы изюбра наблюдали в урочище Красный Яр, что в бассейне р. Большая Александровка, примерно в 20 км от г. Александровска. Кроме этого летом 2011 года видели быка, двух самок и теленка в приустьевой части р. Агнево. Дополнительно к тому, пять зверей обитают в районе р. Вальза, ежегодно отмечают животных в бассейне р. Веба (к западу от п. Ясное), и ключа Известковый (к западу от п. Лонгари). В целом же распространение изюбра по Сахалину в настоящее время имеет диффузный характер, самодостаточных очагов, которые могли бы интенсифицировать расселение, нет.
Численность. Наибольшей численности популяция изюбра на о. Сахалин достигла к началу 90-х годов, когда учитывалось до 700 особей. Затем началось неуклонное снижение, основной причиной которого является повторение в этот период зимнего многоснежья, обусловившего гибель животных (Костин, 2000) Не последнюю роль сыграло и прогрессирующее браконьерство, которое в начале нового столетия по известным причинам приняло массовый характер.
В отчетах поголовье изюбра с 2005 года указывалось 220 - 250 особей, без выраженной динамики. По результатам ЗМУ в 2011 году численность определена в 180, а в 2012 году 322 особи, из которых 264 особи обитают в Корсаковском районе и 58 - в Тымовском. Но эти величины явно завышены не менее чем вдвое, т.к. экстраполяция производилась по указанной методике на всю площадь лесов, полей и болот. Ошибка имеет методический характер - на острове хорошо выражена фрагментация ареала, изюбры обитают очагами, картирование которых возможно только при детальных исследованиях.
Использование. В 1988 - 1992 гг. легально отстреливалось до 20 зверей. В предыдущие началу проектных работ 5 лет - от 2 до 6 (20 голов за 7 лет), преимущественно взрослых самцов. Поэтому не исключено, что такая избирательность для незначительных очагов также могла способствовать деградации популяции (Данилкин, 1999, 2010). Численность продолжала сокращаться, поэтому постановлением администрации Сахалинской области от 22.06.2009 N 277-па, с 15 сентября 2009 года охота на изюбра была на три года запрещена. Положение популяции не улучшилось, поэтому постановлением Правительства Сахалинской области N 463 от 20 сентября 2012 г., с 15 августа 2012 г. запрет охоты на этот вид был продлен на три года еще.
В целом же, мы не поддерживаем мнение об успешности акклиматизации изюбра на Сахалине. Огромные затраты на отлов, перемещение, охрану, подкормку и прочие мероприятия за 47 лет, прошедших со дня выпуска, явно не оправданы экономическим результатом. Нет гарантий и того, что они будут оправданы в будущем - слишком сложны для вида климатические условия. Даже взрослые звери с трудом переносят и метровый снег, тогда как на острове нередки зимы и с 2-метровым покровом. Переживать такие периоды успешно изюбр может только при условии полного отсутствия беспокойства и интенсивной подкормке.
В числе явлений, сопровождающих глобальное потепление, прогнозируется дальнейшее учащение многоснежных зим, что неизбежно будет приводить к массовой гибели зверей, успевших наплодиться при благоприятных условиях, и в конечном итоге может привести к окончательной гибели популяции. Поэтому наиболее рациональный путь - полувольное содержание животных, материалом для которого и будет служить оставшееся поголовье. Возможен и другой путь - интенсивные биотехнические мероприятия при хорошей охране в наиболее благоприятных местах на юге острова, которые создадут условия для возникновения устойчивого очага с высокой плотностью населения. Здесь и можно будет организовывать охоты с гарантированным успехом. Дальнейшие работы на расселение животных по острову перспектив не имеют.
Факторы, определяющие колебания численности. Снег, хищничество бурого медведя, высокая численность которого не совместима с развитием хозяйства ориентированного на диких копытных животных, браконьерство. Кроме того, ошибка в работах по интродукции присутствовала изначально, т.к. место первого выпуска было выбрано неудачно - оказалось самым многоснежным на острове (Воронов, 1982, Костин, 2000). Наиболее перспективным был бы полуостров Крильонский.
Миграции. Имеют место только вертикальные перемещения, при которых звери, по мере углубления снежного покрова, спускаются на нижнюю часть склонов, преимущественно восточных, и к морским побережьям.
Особенности учета изюбра. В последние годы, с утверждением методики ЗМУ, она осталась единственным применяемым методом учета численности. Ранее использовалось и картирование сведений, выявляемых при опросе охотников.
В целом же, кроме картирования наблюдений охотников и учета "ревущих" быков, вектор изменения поголовья с достаточной степенью достоверности выявляется при отслеживании динамики половозрастной структуры животных и коэффициента стадности (Дунишенко, 1974, 2000, Дунишенко и др., 2008). Массовый сбор информации по полу и возрасту обитающих на территории хозяйства изюбров возможен при обследовании их лежек. Пол устанавливается по расположению мочевого пятна, возраст по трем возрастным группам - по размерам лежек.