Распространение. Дикий северный олень обитает на о. Сахалин севернее 48 параллели (Костенко, 1976, Костенко и др., 2004). Кроме того, интродуцирован на о. Шумшу, куда был завезен с Камчатки в 2005 и 2007 гг. Типичные места обитания в области - редкостойные светлохвойные леса, тундры и лесотундры, высокогорные пойменные плато. В южной оконечности ареала встречаются олени и в темнохвойной тайге. Южная граница распространения неуклонно сдвигается к северу. Так, судя по материалам внутрихозяйственного охотустройства промхозов, еще в 1972 году олени встречались в угодьях госпромхоза "Анивский" и в центральной части Камышового хребта были довольно многочисленны.
В Макаровском районе, где в бассейнах рек Туровка и Марковка олень водился всегда, в настоящее время постоянно обитающих оленей практически не осталось. Лишь иногда отмечаются одиночные животные или группы по 2 - 5 особей, заходящие с севера ко второй половине зимы. Причина - интенсивный отстрел на торфяниках.
Не менее сложная ситуация и в Тымовском районе, где олень практически истреблен и на 2012 год осталось поголовье менее 100 особей, тогда как раньше только на Поронайских тундрах кормилось 300 - 350 голов. Но эти тундры большей частью выгорели, места пригодные для обитания сохранились лишь в бассейнах рек Белая, Корчевка, Александровка, Бубновка.
В Поронайском районе по сведению местных охотоведов, поголовье начинает восстанавливаться. Даже по западной его части стали появляться следы, хотя еще лет 10 назад их там не было вообще. Существенную роль в увеличении численности играет, видимо, группировка животных до 150 голов, обитающая в Поронайском заповеднике. Основные места обитания - тундры к северу от оз. Невское.
Таким образом, в настоящее время большая часть поголовья сосредоточена в Западно-Сахалинских горах, в западной части Охинского и в северной Александровск-Сахалинского районов, где обитает более 60% популяции.
Численность. Обобщение материалов внутрихозяйственного охотустройства показывает, что в 70-х годах поголовье дикого северного оленя в области колебалось от 4600 до 5400 особей, при тенденции к снижению (Еремин, 2003). Сохранилась такая тенденция и в последнее десятилетие. Областные учеты проводились не каждый год, тем не менее картина общего снижения поголовья вырисовывается достаточно четко (рисунки 6.1.1, 6.1.2*).
Рисунок 6.1.1. Распределение поголовья
дикого северного оленя по районам области*
________________
* Рисунок 6.1.1 не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.
Рисунок 6.1.2. Динамика численности
дикого северного оленя по области, голов*
________________
* Рисунок 6.1.2 не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.
Снижение поголовья подтверждается и более полной информацией, практически ежегодно получаемой в Александровск-Сахалинском районе (рисунок 6.1.3*).
Рисунок 6.1.3. Динамика численности северного оленя
в Александровск-Сахалинском районе
(данные из отчетов А.А.Ищенко, рук.)*
________________
* Рисунок 6.1.3 не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.
Таким образом, численность дикого северного оленя за 22 года сократилась в области в 4,2 раза (по 19% в среднем в год!). При этом у специалистов бытует твердая убежденность, что основная причина - массовое браконьерство, которое резко увеличилось за годы реорганизации службы охотнадзора, прокладки трубопроводов и сопутствующих им автодорог, пересекающих пути миграций животных. В результате труднодоступных мест концентраций оленя осталось не много, и теперь снегоход можно доставить на автомашине непосредственно к местам переходов.
Анализ информации по структуре популяции оленя, собранной охотоведом А.А.Ищенко, показывает, что быстрому сокращению поголовья способствует и избирательность добычи, при которой изымаются половозрелые животные, преимущественно быки, что ведет к сокращению доли молодняка. Поэтому очевидно, что снижение доли взрослых самцов в популяции менее 20% приводит к значительному повышению прохолостания. В графическом изображении эта взаимосвязь прослеживается достаточно четко (рисунок 6.1.4*).