Недействующий

О Программе социально-экономического развития Тверской области на период до 2020 года

4. Социально-экономическое развитие муниципальных образований Тверской области: основные итоги, приоритетные направления и ожидаемые результаты развития на период до 2020 года


Тверская область по числу муниципальных образований занимает 3 место среди субъектов Российской Федерации, входящих в ЦФО. Доля городского населения составляет 74,9 %, сельского - 25,1 %. Крупные города Тверской области: г. Тверь – 408,9 тыс. человек, г. Ржев – 61,1 тыс. человек, г. Вышний Волочек – 50,3 тыс. человек, г. Кимры – 47,6 тыс. человек, г. Торжок – 47,3 тыс. человек.

Переход на рыночную экономику усилил неравномерность и несбалансированность экономического и социального развития муниципальных образований Тверской области. Особенно остро проблема несбалансированности развития проявилась в период финансово-экономического кризиса в территориях (муниципальных образованиях) Тверской области, обладающих моноэкономической структурой промышленного производства.

Комплексный анализ ситуации, складывающейся в целом в территориях (муниципальных образованиях) Тверской области, позволил выделить ряд объективных и субъективных факторов, тормозящих развитие и не позволяющих тем самым диверсифицировать экономику территорий (муниципальных образований) Тверской области.

Первое, фактор удаленности большинства территорий (муниципальных образований) Тверской области от основных рынков сбыта, играющий важную роль в условиях рыночной экономики, оказывает отрицательное влияние на развитие экономики и возможность прихода крупного инвестора. Для развития малого бизнеса фактор удаленности производства от основных рынков сбыта также играет большую роль, поскольку удельный вес затрат на логистику в себестоимости производимой продукции возрастает.

Второе, следует отметить и низкое качество самих трудовых ресурсов в муниципальных образованиях Тверской области, которое десятилетиями формировалось под узкие и, как правило, невысокие требования предприятий.

Третье, низкие доходы населения, проживающего в большинстве муниципальных образований Тверской области, не обеспечивают достаточный платежеспособный спрос на продукцию и услуги малого бизнеса, необходимый для его успешного развития даже при наличии соответствующей инфраструктуры его поддержки.

Несколько улучшить ситуацию на рынке труда и повысить уровень жизни населения в территориях (муниципальных образованиях) Тверской области возможно за счет более активной реализации инвестиционных проектов в сфере инфраструктуры. Созданная в советское время коммунальная инфраструктура и находящаяся, как правило, в составе имущественного комплекса градообразующего предприятия, в настоящее время имеет избыточную мощность и значительный износ, что обуславливает высокие тарифы для населения по предоставлению услуг по теплоснабжению, водоснабжению и водоотведению. Модернизация или строительство новых элементов инфраструктуры, обеспечивающих предоставление указанных услуг, будет способствовать дополнительной занятости населения и снижению тарифов на эти услуги.

Указанные факторы, в том числе исторический фактор, а также географическое положение Тверской области предопределили неравномерность экономического и социального развития территорий (муниципальных образований) Тверской области. Основные итоги экономического и социального развития муниципальных образований Тверской области, приоритетные направления и ожидаемые результаты развития территорий Тверской области на период до 2020 года представлены в Приложениях 3-45.

Основными направлениями работы для региональной и муниципальной власти по развитию и диверсификации экономик территорий (муниципальных образований) Тверской области остается работа по привлечению инвесторов и дальнейшему совершенствованию условий для поддержки малого бизнеса, развития самозанятости населения.