Недействующий

О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ "РАЗВИТИЕ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА И ЛЕСОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ НА 2016 - 2020 ГОДЫ" (с изменениями на: 15.12.2017) (утратило силу на основании постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 02.11.2017 N 436-п)

Глава VI. ЛЕСОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС


Развитие лесопромышленного комплекса автономного округа в соответствии со Стратегией социально-экономического развития автономного округа на период до 2030 года рассматривается не только как важная народнохозяйственная задача по модернизации и диверсификации экономики региона, но и как механизм решения социальных вопросов территорий его присутствия.

Структурный базис отрасли представлен крупными лесозаготовительными и лесоперерабатывающими организациями. В общеотраслевом объеме отгрузки продукции собственного производства удельный вес таких организаций составляет почти 80%. Эта особенность отраслевой структуры регионального лесопромышленного комплекса определяет модель управления его развитием на основе использования механизма государственно-частного партнерства и адресности мер государственной поддержки. В данной ситуации государственная поддержка в первую очередь связана с повышением эффективности работы таких организаций и направлена на обеспечение их рентабельности и прибыльности, ориентирована на формирование благоприятных социальных, общеэкономических и инфраструктурных условий для функционирования и развития лесоперерабатывающей отрасли в целом.

Лесопромышленный комплекс, являясь многоотраслевым, позволяет реализовать целый ряд экономических, социальных и экологических функций. Важнейшими среди них являются обеспечение занятости, наполняемость бюджета, насыщение потребительского рынка, а также создание рынков продукции глубокой переработки и новых цепочек добавленной стоимости. Современный уровень развития технологий лесопромышленного производства, сложившаяся внутриотраслевая и территориальная структура отрасли выдвигают на первый план задачу мобилизации внутренних ресурсов регионов на основе повышения эффективности использования существующего экономического потенциала.

Автономный округ входит в число лидеров среди субъектов Российской Федерации, наиболее обеспеченных лесосырьевыми ресурсами. По состоянию на 1 января 2017 года в автономном округе заключено и действует 117 договоров аренды лесных участков с допустимым объемом заготовки древесины 2724,9 тыс. куб. м в год.

(в ред. постановления Правительства ХМАО - Югры от 31.03.2017 N 119-п)

За 2015 год организациями-лесозаготовителями фактически заготовлено 1,8 млн. куб. м древесины, или 5% от расчетной лесосеки.

Лесопромышленную деятельность в автономном округе в 2015 году осуществляли более 130 организаций и индивидуальных предпринимателей. В структуре промышленного производства организации лесопромышленного комплекса занимают 0,2%.

Отрасль обеспечивает занятость для 4343 работников (по состоянию на 1 января 2016 года), организации лесопромышленного комплекса работают почти в каждом муниципальном образовании автономного округа. В основном это малые организации, общее количество которых постоянно меняется.

Основная часть производственных мощностей отраслевого комплекса сосредоточена в западной части автономного округа в Советском, Кондинском и Октябрьском районах. В целом ряде населенных пунктов эти организации являются социально значимыми и градообразующими.

В число крупных и средних входят 10 организаций.

Подпрограмма по развитию лесопромышленного комплекса определяет цели, задачи и основные направления развития лесопромышленного сектора экономики автономного округа, финансовое обеспечение и механизмы реализации предусматриваемых мероприятий, а также показатели их результативности.

В этой связи основное внимание подпрограммы по развитию лесопромышленного комплекса направлено на развитие производств, ориентированных на внедрение наиболее экономичных и востребованных технологий, среди которых:

энергосберегающие технологии в деревообработке;

производство древесных плит (ДСП, МДФ, OSB), в том числе ламинированных;

производство фанеры из древесины лиственных и хвойных пород;

производство комплектов деревянных домов, в том числе для индивидуального строительства;

развитие биоэкономики на основе использования древесного топлива;

производство строительных материалов.

Отмечаемый в последние годы недостаточный экономический рост в лесопромышленном комплексе автономного округа связан с углублением внутриотраслевых проблем. Вследствие чего серьезно обострены социально-экономические проблемы развития территорий его присутствия. Низкие темпы развития и финансовая неустойчивость отрасли обусловлены целым рядом факторов. С одной стороны, это исторически сложившиеся структурные диспропорции, связанные с недостаточным уровнем развития высокотехнологичных производств по глубокой переработке древесного сырья, а также территориальные особенности, связанные с удаленностью производства от экспортных рынков. С другой стороны, факторы и особенности развития внутрироссийского рынка, сложившийся диспаритет цен на услуги "естественных" монополий и продукцию промышленности, ограниченный доступ товаропроизводителей к рынкам финансовых (особенно долгосрочных) ресурсов, дефицит квалифицированных кадров.

При разработке подпрограммы по развитию лесопромышленного комплекса учтены предложения лесопромышленных организаций и муниципальных образований автономного округа, а также результаты социологических исследований в сфере развития лесного хозяйства и лесопромышленного комплекса автономного округа, проведенные образовательными организациями высшего образования.