Недействующий

О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Создание условий для эффективного и ответственного управления муниципальными финансами, повышения устойчивости местных бюджетов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2018 - 2025 годы и на период до 2030 года" (с изменениями на 2 ноября 2018 года) (утратило силу на основании постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 05.10.2018 N 360-п)


Раздел I. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ В СФЕРЕ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ АВТОНОМНОГО ОКРУГА

(в ред. постановления Правительства ХМАО - Югры от 13.10.2017 N 387-п)



Межбюджетные отношения на региональном уровне являются важным инструментом регулирования бюджетных правоотношений между региональным и муниципальным уровнями власти.


В целом система межбюджетных отношений в автономном округе соответствует общепринятым базовым требованиям, установленным федеральным законодательством.


Межбюджетные трансферты из бюджета автономного округа бюджетам муниципальных образований автономного округа предоставляются в форме дотаций (12,6% от общего объема межбюджетных трансфертов в 2016 году), межбюджетных субсидий (29,7%), субвенций (55,9%) и иных межбюджетных трансфертов (1,8%).


Возможность обеспечения равного доступа граждан автономного округа к гарантированному объему муниципальных услуг определяется характером и качеством системы распределения и механизма перераспределения финансовых ресурсов внутри региональной бюджетной системы.


В силу объективных факторов существующая в автономном округе внутрирегиональная дифференциация развития экономической и ресурсной базы, демографического потенциала, социальной сферы обуславливает резкую диспропорцию в бюджетной обеспеченности муниципальных образований автономного округа. В этой связи существенно возрастает роль межбюджетного регулирования по выравниванию уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований автономного округа и оказанию им финансовой помощи. Основную роль здесь играют дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований, позволяющие наряду с налоговыми и неналоговыми доходами местных бюджетов сформировать объем финансовых ресурсов, гарантирующий минимальную потребность муниципалитетов в средствах на оплату социально значимых и приоритетных расходов.


Органы местного самоуправления муниципальных образований автономного округа заинтересованы в развитии экономического потенциала своих территорий, поэтому стимулирование их к наращиванию собственной доходной базы осуществляется в автономном округе через реализацию механизма замены дотации дополнительными нормативами отчислений от налога на доходы физических лиц.


В случае возникновения рисков неисполнения расходных обязательств и разбалансированности бюджетов муниципальных образований автономного округа оказывается финансовая помощь в виде дотаций на обеспечение сбалансированности местных бюджетов и бюджетных кредитов.


Одной из форм финансовой поддержки исполнения расходных обязательств муниципальных образований является предоставление им межбюджетных субсидий из бюджета автономного округа.


В целях сглаживания различий в социально-экономическом развитии муниципальных образований необходимо изменить подходы к их предоставлению. При расчете уровня софинансирования приоритетных расходных обязательств муниципальных образований из бюджета автономного округа необходимо учитывать уровень расчетной бюджетной обеспеченности, рассчитываемый в соответствии с методикой распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов).


Реализуемая в автономном округе практика предоставления грантов муниципальным районам и городским округам за достижение наиболее высоких показателей качества организации и осуществления бюджетного процесса и грантов за достижение наилучших значений показателей деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов автономного округа способствует созданию эффективного механизма финансового стимулирования муниципальных образований к внедрению передовых технологий муниципального управления и повышению эффективности бюджетных расходов.


В целом государственная программа направлена на обеспечение стабильности и предсказуемости системы межбюджетных отношений автономного округа, повышение ее открытости и прозрачности, создание условий для устойчивого исполнения бюджетов муниципальных образований, что позволяет сократить различие в бюджетной обеспеченности муниципальных образований и повысить эффективность межбюджетного регулирования в автономном округе.


Потребность в трудовых ресурсах, необходимых для реализации государственной программы, а также в финансировании подготовки инженерно-технических кадров за счет бюджетных средств автономного округа для реализации программных мероприятий отсутствует.