74. Заинтересованные лица имеют право на обжалование действий (бездействия), решений департамента, его должностных лиц, осуществляемых (принятых) в ходе исполнения государственной функции, в досудебном порядке.
75. Заинтересованные лица имеют право обратиться в департамент с обращением (жалобой) лично (устно) или направить обращение (жалобу) в письменной форме или в форме электронного документа.
76. Предметом досудебного обжалования являются действия (бездействие) департамента, его должностных лиц, а также принимаемые решения при исполнении государственной функции, повлекшие за собой нарушение прав, свобод и законных интересов граждан, повлиявшие на результат исполнения государственной функции, в том числе нарушение сроков либо ненадлежащее исполнение процедуры государственной функции.
77. При обращении заинтересованного лица в письменной форме обращение (жалоба) рассматривается в течение 30 дней со дня его регистрации в департаменте.
78. В исключительных случаях директор департамента (лицо, его замещающее) вправе продлить срок рассмотрения обращения (жалобы) не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения заинтересованное лицо, направившее обращение (жалобу).
79. Письменный ответ с указанием причин отказа в рассмотрении обращения (жалобы) направляется заинтересованному лицу в течение 30 дней с момента его регистрации в департаменте.
80. В письменном обращении (жалобе) заинтересованное лицо в обязательном порядке указывает:
- наименование юридического лица (для юридических лиц);
- наименование органа, должность, фамилию, имя, отчество (при наличии информации) должностного лица, решение, действие (бездействие) которого нарушает права и законные интересы заинтересованного лица;
- суть нарушения прав и законных интересов, противоправного решения, действия (бездействия);
- почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ на обращение (жалобу);
- личную подпись и дату.
В письменном обращении указываются причины несогласия с обжалуемым решением, действием (бездействием), обстоятельства, повлекшие, по мнению заинтересованного лица, нарушение его прав и законных интересов, выразившееся в создании препятствия к их реализации либо незаконном возложении какой-либо обязанности, и доводы, на основании которых заинтересованное лицо считает нарушенными его права и законные интересы, требования (об отмене решения, о признании незаконным действий (бездействия)), а также иные сведения, которые считает необходимым сообщить для рассмотрения обращения (жалобы).
Обращение (жалоба), поступившее в форме электронного документа, подлежит рассмотрению в установленном действующим законодательством порядке. В обращении (жалобе) заинтересованное лицо в обязательном порядке указывает свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), адрес электронной почты, если ответ должен быть направлен в форме электронного документа.
Ответ на обращение (жалобу), поступившее в форме электронного документа, направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении (жалобе), или в письменной форме по указанному почтовому адресу.
81. Заинтересованное лицо вправе приложить к обращению (жалобе) необходимые документы и материалы в электронной форме либо направить указанные документы и материалы или их копии в письменной форме.
82. Заинтересованное лицо имеет право на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения обращения (жалобы), ознакомление с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения (жалобы), если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну.
83. Директор (заместитель директора) департамента:
- обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения (жалобы), в случае необходимости - с участием заинтересованного лица, направившего обращение (жалобу);
- запрашивает необходимые для рассмотрения обращения (жалобы) документы и материалы в органах и организациях, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;
- принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов заинтересованного лица, дает письменный ответ по существу поставленных в обращении (жалобе) вопросов.
84. Обращение (жалоба) считается разрешенным, если рассмотрены все поставленные в нем вопросы, приняты необходимые меры и дан письменный ответ (в пределах компетенции) по существу поставленных вопросов.
85. Ответ на обращение (жалобу) подписывается директором (заместителем директора) департамента и направляется по почтовому адресу, указанному в обращении (жалобе), или адресу электронной почты, если обращение (жалоба) поступило в форме электронного документа.
86. Если в письменном обращении не указаны фамилия заинтересованного лица, направившего обращение, или почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается.
Если текст письменного обращения не поддается прочтению, ответ на обращение не дается, о чем в течение 7 дней со дня регистрации обращения сообщается заинтересованному лицу, направившему обращение, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.
При получении письменного обращения, в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, должностное лицо вправе оставить обращение без ответа по существу поставленных в нем вопросов и сообщить заинтересованному лицу, направившему обращение, о недопустимости злоупотребления правом.
Если в письменном обращении заинтересованного лица содержится вопрос, на который заинтересованному лицу многократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направленными обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, уполномоченное на то должностное лицо вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с заинтересованным лицом по данному вопросу.
Если ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну, заинтересованному лицу, направившему обращение, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений.