В настоящее время в медицинских организациях Алтайского края функционируют около 35000 единиц медицинской техники, причем ряд оборудования функционирует с 80-х годов прошлого века. Мероприятия по укреплению материально-технической базы медицинских организаций, реализуемые за последние годы, позволили существенно обновить парк имеющегося оборудования, главным образом, крупные позиции.
Также, естественный процесс старения и износа требует постоянного и планомерного списания выработавшего свой ресурс медицинского оборудования и приобретения нового.
Для поддержания имеющегося медицинского оборудования в работоспособном состоянии необходимо своевременно проводить работы по его техническому обслуживанию и ремонту. Без проведения регулярного технического обслуживания резко повышается вероятность выхода из строя оборудования, сокращается его ресурс, медицинская техника эксплуатируется с нарушением инструкций и правил техники безопасности.
При несвоевременном проведении вышеуказанных мероприятий следствием являются:
рост доли устаревшего медицинского оборудования;
неудовлетворительное проведение или отказ от проведения технического обслуживания изделий медицинской техники, метрологической поверки средств измерения;
отсутствие самых необходимых запасных частей для ремонта изделий медицинской техники;
простой или неэффективное использование оборудования;
несоответствие оборудования требованиям техники безопасности и охраны труда.
Такое положение дел противоречит нормативным требованиям к содержанию медицинского оборудования, является грубым нарушением норм и правил, утвержденных Министерством здравоохранения Российской Федерации. Более того, мероприятия по техническому обслуживанию оборудования являются обязательным лицензионным условием деятельности медицинских организаций.
В связи с переходом ряда медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, на финансирование из бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Алтайского края, расходы по содержанию и эксплуатации медицинского оборудования (техническое обслуживание, поверка, ремонт) несут организации-балансодержатели и оплачивают за счет средств тарифа. В бюджетах специализированных медицинских организаций, оставшихся на финансировании краевого бюджета, средства на выполнение мероприятий по поддержанию медицинского оборудования в работоспособном состоянии не предусмотрены.
Более того, в краевых медицинских организациях функционирует ряд современного дорогостоящего высокотехнологичного оборудования, поставленного в том числе и за счет федеральных программ, обеспечение бесперебойной работы которого является приоритетом.
Поддержание качества, эффективности, безопасности изделий медицинской техники, эксплуатируемых в краевых медицинских организациях, является основной задачей государственной контрольно-разрешительной системы, охватывающей все этапы эксплуатации медицинских изделий.
Действующим законодательством контроль качества и безопасности изделий медицинской техники на различных этапах ее эксплуатации отнесен к ведению субъектов Российской Федерации.