Недействующий

О долгосрочной целевой программе "Оказание содействия добровольному переселению в Тверскую область соотечественников, проживающих за рубежом, на 2013 - 2015 годы"

1.5. Выводы


В соответствии с Программой социально-экономического развития Тверской области на период до 2020 года приоритетными направлениями развития Тверской области на перспективу возникает необходимость дальнейшей реализации программы переселения в 2013-2015 годах.

Реализация Программы обусловлена комплексом основных факторов: активное экономическое развитие региона, влияющее на увеличение потребности в кадрах, на фоне естественной убыли населения, снижение численности трудовых ресурсов и занятых в экономике области, уменьшение доли трудоспособного населения, в том числе за счет оттока населения из области.

Ожидается, что в ближайшие годы тенденция сокращения численности населения области сохранится, одновременно будет сокращаться и доля трудоспособного населения, что может обострить имеющиеся проблемы в обеспечении действующих и вновь создаваемых предприятий рабочей силой.

Миграционный прирост не оказывает значительного влияния на изменение ситуации, так как он значительно ниже естественной убыли населения.

В конкуренции за рабочую силу у значительной части предприятий Тверской области изначально оказываются более слабые позиции по сравнению с Москвой, Московской областью и Санкт-Петербургом: меньший уровень оплаты труда, меньшие возможности приобрести современные ключевые квалификации, престижную работу.

На фоне относительно низкого по сравнению с общероссийским показателем уровня официально регистрируемой безработицы проблемой для Тверской области остается структурная безработица, которая формируется в результате несоответствия спроса и предложения на рынке труда.

Таким образом, существующий и ожидаемый дефицит рабочей силы, прежде всего квалифицированных трудовых ресурсов, в условиях конкуренции на рынке труда с близлежащими экономическими мегаполисами (Москва, Московская область и Санкт-Петербург) является сдерживающим фактором для развития экономического потенциала Тверской области.

Размещение на территории области новых производств также будет повышать спрос на рабочую силу и ее стоимость для действующей индустрии.

Для производств, ориентированных на дешевый труд, проблема обеспеченности кадрами обострится не только в силу их оттока, но и в силу перехода кадров на создаваемые в области "с нуля" высокотехнологичные комплексы, где заработная плата будет выше.

Вымывание кадров из числа сельского населения не позволяет в полном объеме развивать новые перспективные проекты в сельском хозяйстве и осуществлять эффективное управление отраслью в целом. Расчеты потребности в трудовых ресурсах при реализации проектов на селе и качество кадрового потенциала ставят под сомнение возможность реализации новых проектов, связанных с освоением сельских территорий и развитием сельскохозяйственного производства.

Возможности привлечения трудовых ресурсов из других областей Российской Федерации крайне ограничены в силу аналогичных социально-демографических причин. Сложившаяся ситуация становится в какой-то мере сдерживающим фактором экономического и социального развития области.

Учитывая, что принимаемые Правительством Российской Федерации и Правительством Тверской области меры по повышению рождаемости и улучшению на этой основе демографической ситуации могут дать реальную отдачу для рынка труда только в отдаленной перспективе (через 16-20 лет), частичное решение демографической проблемы с помощью Программы переселения соотечественников из-за рубежа становится реальным фактором снижения риска не достижения прогнозируемых показателей социально-экономического развития Тверской области.

Поэтому в качестве одного из путей обеспечения потребности в рабочей силе для растущей экономики области становится привлечение трудовых ресурсов, в том числе квалифицированной рабочей силы, прежде всего путем добровольного переселения на территорию области соотечественников из-за рубежа.

Таким образом, основная цель дальнейшей реализации Программы - решение проблем обеспечения трудовыми ресурсами потребности экономики региона для социально-экономического развития Тверской области.

Достижение поставленной цели возможно за счет увеличения миграционного притока населения, привлечения трудовых ресурсов, их трудоустройства на заявленные работодателем вакансии, закрепление переселенцев в области, обеспечение их полноценной адаптации.

С 2008 года в область прибыло более 4,4 тысячи переселенцев -участников Государственной программы и членов их семей. Работодателями было заявлено более 3,5 тысяч вакансий. Основными вакансиями, на которые приглашались соотечественники, были вакансии в сфере здравоохранения (врачи различных специализаций и средний медицинский персонал), образования и сельского хозяйства (животноводы, дояры, механизаторы, агрономы). Основная цель, поставленная программой, - привлечение трудовых ресурсов в Тверскую область – достигнута. Произошло увеличение трудовых ресурсов области. Так, доля прибывших соотечественников трудоспособного возраста составляет 0,5 % от занятых в экономике Тверской области.

Анализ итогов реализации региональной программы переселения Тверской области и оценка готовности региона к приему переселенцев - участников Государственной программы и членов их семьи – показала, что Тверская область готова к приему соотечественников, их трудоустройству и социальной поддержке с целью закрепления на территории муниципальных образований Тверской области.

Ожидаемые результаты реализации Программы:

- в ходе реализации Программы с 2013 по 2015 годы планируется привлечь в область дополнительно около 4,5 тыс. человек. Ежегодное количество переселенцев, переселившихся в Тверскую область, составит не менее 1,5 тыс. человек;

- удовлетворение потребности в трудовых ресурсах, необходимых для экономического развития региона. Планируется ежегодное привлечение в область более 1,0 тыс. участников Программы в трудоспособном возрасте для трудоустройства на заранее забронированные рабочие места. Более 80% участников Государственной программы, прибывших в Тверскую область, планируется трудоустроить по прибытию в муниципальное образование области;

- снижение рисков дефицита рабочей силы как сдерживающего фактора для роста экономики и социальной сферы Тверской области. Планируется, что более 130 работодателей ежемесячно будут подавать более 800 вакансий, которые не заполняются гражданами из числа местного населения, для трудоустройства соотечественников;

- в части улучшения демографической ситуации Программа повлияет на снижение темпов сокращения численности населения в Тверской области и на увеличение миграционного притока соотечественников из-за рубежа. По прогнозным показателям, миграционный прирост (сальдо миграции) населения по Тверской области в среднем за год в период с 2013 по 2015 годы составит около 3,3 тыс. человек. При этом доля соотечественников в общем миграционном приросте Тверской области составит не менее 40 %.