Недействующий

О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ "РАЗВИТИЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА И ПОВЫШЕНИЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ - ЮГРЕ НА 2014 – 2020 ГОДЫ"

Раздел 1. Характеристика текущего состояния жилищно-коммунальной сферы и электроэнергетики автономного округа


Стабильность работы и уровень предоставляемых услуг жилищно-коммунального комплекса и электроэнергетики непосредственно оказывают влияние на качество жизни населения и развития экономики автономного округа.

Реформирование жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации заключалось в нескольких важных этапах, в ходе которых были в целом выполнены задачи реформы оплаты жилья и коммунальных услуг, создания системы адресной социальной поддержки граждан, совершенствования системы управления многоквартирными жилыми домами, финансового оздоровления организаций жилищно-коммунального комплекса, развития конкурентных рыночных отношений и привлечения частного сектора к управлению объектами коммунальной инфраструктуры и жилищного фонда.

Осуществленные в 2005 - 2012 годах мероприятия в жилищно-коммунальной сфере Ханты-Мансийского автономного округа - Югры обеспечили переход от планово-административных методов регулирования к использованию рыночных механизмов при соблюдении принципов обеспечения социальных гарантий в области жилищных прав граждан.

Однако жилищно-коммунальный комплекс до сих пор является зоной повышенных социально-экономических и политических рисков. Нельзя считать решенной задачу обеспечения качества предоставляемых коммунальных услуг. Остро стоит задача повышения энергетической эффективности, снижения расходов энергетических ресурсов при предоставлении коммунальных услуг.

Одновременно с этим текущее состояние жилищно-коммунального комплекса является сдерживающим фактором дальнейшего развития населенных пунктов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Высокая стоимость эксплуатационных затрат, с одной стороны, и социально обоснованные ограничения роста тарифов на коммунальные услуги, с другой, не позволяют осуществлять компаниям масштабные инвестиции в модернизацию жилищно-коммунального комплекса, предназначенные для реконструкции, расширения, нового строительства основных фондов систем жизнеобеспечения.

Физический износ коммунальной инфраструктуры в среднем по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре составляет более 50%, поэтому надежность систем жизнеобеспечения находится на низком уровне, количество аварий и повреждений в жилищно-коммунальном комплексе составляет 1,08 на 1 км сетей при средней аварийности по восточно-европейским странам с аналогичным экономическим потенциалом – 0,1.

Потери и утечки воды и тепловой энергии значительно превышают допустимый уровень. В среднем по автономному округу неучтенные потери воды (коммерческие и физические) составляют около 15,1% от объема воды, подаваемой в сеть, однако в отдельных населенных пунктах потери достигают 30%. Потери тепловой энергии в процессе производства и транспортировки, по данным мониторинга муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, составляют от 2,5% до 32%.

Удельное водопотребление в среднем по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре составляет около 198,4 л/сут. на человека. Этот показатель уменьшается из года в год. Он ниже, чем в среднем по Российской Федерации (367 – 369 л/сут. на одного городского жителя), однако выше, чем в Западной Европе (не более 150 л).

Сокращение объемов нерационального потребления коммунальных услуг остается одной из важнейших задач для округа.

В настоящее время обеспеченность населения услугой централизованного водоснабжения в целом по автономному округу составляет 90,4%, системой централизованного водоотведения - 85,7%. В городах обеспеченность централизованного водоснабжения составляет 95,7%, централизованного водоотведения – 93,9%.

Основным источником питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населенных пунктов автономного округа являются подземные воды (75%).

Качество сырой воды подземных источников не соответствует нормативным требованиям, предъявляемым к питьевой воде, по содержанию железа, марганца, цветности; в отдельных скважинах - по мутности, фтору, окисляемости, сероводороду, азоту аммония, меди.

Проектная мощность водопроводных очистных сооружений по автономному округу - 645,4 тыс. куб. м/сут. Основные мощности сооружений сконцентрированы в городах и крупных поселках, тогда как в сельских населенных пунктах полностью отсутствуют станции водоподготовки. Эффективность водоподготовки, основанной, как правило, на традиционных технологиях, недостаточно высока и не обеспечивает нормативное содержание, в первую очередь железа и кремния, в очищенной питьевой воде. Системы обеззараживания воды также работают недостаточно эффективно.

Более 30% потребителей получают воду без необходимой степени очистки.

Основной проблемой водопроводных сетей является загрязнение питьевой воды продуктами коррозии трубопроводов. Высокий износ сетей становится результатом высокой аварийности.

Обеспечение населения чистой питьевой водой является приоритетным направлением политики социально-экономического развития России и Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Доступность и качество питьевой воды определяют здоровье населения и качество жизни. Отсутствие чистой воды является основной причиной распространения кишечных инфекций, гепатита и болезней желудочно-кишечного тракта, увеличивается степень риска возникновения "воднозависимых патологий" и усиливается воздействие на организм человека канцерогенных и мутагенных факторов. До 20% всех заболеваний может быть связано с неудовлетворительным качеством воды.

Обеспечение населения чистой водой окажет непосредственное влияние на снижение смертности, в особенности детской, и увеличение продолжительности жизни.

Объем сточных вод, собираемых в системы водоотведения, в целом по автономному округу составляет более 118 млн. куб. м/год. Только 66% очищенных сточных вод, сбрасываемых с очистных сооружений, соответствуют нормам качества, 34% - классифицируются как неочищенные и ненормативно очищенные.

В настоящее время в 20 населенных пунктах автономного округа требуется реконструкция девствующих канализационных очистных сооружений (далее - КОС), качество очистки сточных вод которых не удовлетворяют действующим требованиям. В 58 населенных пунктах (с численностью населения более 1 тысячи человек) необходимо строительство очистных сооружений. Общая потребность в инвестициях в строительство КОС на 2014-2020 годы оценивается в 7 570,0 млн. рублей.

Обеспечение всех населенных пунктов автономного округа канализационными очистными сооружениями за счет бюджетных средств не представляется возможным, в связи с этим в решении данного вопроса будут задействованы механизмы государственно-частного партнерства, в том числе концессионные соглашения с периодом возврата инвестиций 15 и более лет.

По состоянию на 1 января 2013 года в автономном округе источниками теплоснабжения являются 497 котельных установки. Общая протяженность тепловых сетей в двухтрубном исчислении составляет 3690,2 км.

По данным организаций, оказывающих услуги теплоснабжения, процент износа основных фондов составляет более 50%, коэффициент полезного действия котлов составляет 86%.

В округе принимаются меры по замене ветхих сетей тепло- и водоснабжения. В 2012 году во все муниципальные образования на капитальный ремонт систем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения для подготовки к осенне-зимнему периоду дополнительно к средствам местного бюджета направлены из окружного бюджета 1293,3 млн. рублей.

В результате в 2012 году число инцидентов на сетях теплоснабжения и водоснабжения снизилось по сравнению с предыдущим годом на 40%.

Средний износ газопроводов и объектов газоснабжения, расположенных на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югре, составляет 36%. При этом в отдельных муниципальных образованиях данный показатель достигает 80%. Такая ситуация обусловлена отсутствием достаточного количества финансовых средств у газораспределительных организаций (далее – ГРО).

Учитывая обозначенные обстоятельства, ежегодными распоряжениями Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о планах мероприятий по подготовке объектов жилищно-коммунального комплекса и социальной сферы муниципальных образований автономного округа к работе в осенне-зимний период предусматривается замена инженерных сетей не менее 4% от общей протяженности. При этом реализуемые мероприятия позволяют лишь не допустить рост изношенных сетей, а не снизить их количество в целом.

Для уменьшения количества ветхих и изношенных инженерных сетей необходима ежегодная их замена в размере не менее 5% от их общей протяженности.