4.1. Механизм реализации Государственной программы основан на взаимодействии органов исполнительной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, органов местного самоуправления и хозяйствующих субъектов.
4.2. Механизм реализации государственной программы включает разработку и принятие нормативных правовых актов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, необходимых для выполнения государственной программы, ежегодное уточнение перечня программных мероприятий на очередной финансовый год и плановый период с уточнением затрат по ним в соответствии с мониторингом фактически достигнутых целевых показателей ее реализации, а также связанные с изменениями внешней среды, информирование общественности о ходе и результатах реализации государственной программы, финансировании подпрограммных мероприятий.
4.3. В процессе реализации государственной программы может проявиться ряд обстоятельств и рисков, которые могут влиять на ожидаемые непосредственные и конечные результаты ее реализации.
При реализации государственной программы возможен риск ухудшения состояния экономики, что может привести к снижению бюджетных доходов, ухудшению динамики основных макроэкономических показателей, в том числе повышению уровня инфляции, снижению темпов экономического роста и доходов населения. Указанный риск может оказать влияние на результаты финансово-хозяйственной деятельности организаций жилищно-коммунального комплекса и электроэнергетики.
Результаты деятельности организаций жилищно-коммунального комплекса зависят от роста цен на энергоносители, не регулируемые государством, влияющие на себестоимость предоставляемых коммунальных услуг, рост которых ограничивается органами власти, что соответственно сказывается на их финансовой устойчивости.
Указанные факторы могут негативно сказаться на деятельности организаций жилищно-коммунального комплекса, повлечь невыполнение производственных и инвестиционных программ, снижение рентабельности, невозможности осуществления прибыльной деятельности и привести к несостоятельности, и, как следствие, банкротству, невыполнению ожидаемых непосредственных и конечных результатов реализации государственной программы. Такой риск для реализации государственной программы может быть качественно оценен как высокий, так как им невозможно управлять в рамках реализации государственной программы.
К рискам реализации государственной программы, которыми могут управлять ответственный исполнитель и соисполнители государственной программы, уменьшая вероятность их возникновения, следует отнести следующие:
а) институционально-правовой риск, связанный с отсутствием законодательного регулирования или недостаточно быстрым формированием институтов, предусмотренных государственной программой (развитие коммунальной инфраструктуры в рамках проектов государственно-частного партнерства, финансирование капитального ремонта многоквартирных домов), что может привести к невыполнению программы в полном объеме. Данный риск можно оценить как высокий, поскольку формирование новых институтов в рамках программы не только в большинстве случаев требует законодательного регулирования, но, также может потребовать значительных сроков практического внедрения. Регулирование данной группы рисков осуществляется посредством активной нормотворческой деятельности и законодательной инициативы;
б) операционные риски, связанные с ошибками управления реализацией программы, в том числе отдельных ее исполнителей, неготовности организационной инфраструктуры к решению задач, поставленных государственной программой, что может привести к нецелевому и/или неэффективному использованию бюджетных средств, невыполнению ряда мероприятий программы или задержке в их выполнении. Данный риск может быть качественно оценен как умеренный.
В рамках данной группы рисков можно выделить два основных, которые могут привести к задержкам в реализации государственной программы, срыву сроков и результатов выполнения отдельных мероприятий, к нецелевому и/или неэффективному использованию бюджетных средств:
риск исполнителей/соисполнителей, который связан с возникновением проблем в реализации программы в результате недостаточной квалификации и (или) недобросовестности ответственных исполнителей,
риск, связанный с несоответствием организационной инфраструктуры реализации программы ее задачам, задержкой формирования соответствующих организационных систем к сроку начала реализации мероприятий государственной программы.
риск, связанный с большим числом участников реализации программы.
Управление данными рисками реализации государственной программы будет осуществляться путем координации деятельности всех субъектов, участвующих в ее реализации;
в) риск финансового обеспечения, который связан с финансированием государственной программы в неполном объеме, как за счет бюджетных, так и внебюджетных источников. Данный риск возникает по причине значительной продолжительности государственной программы, а также высокой зависимости ее успешной реализации от привлечения внебюджетных источников, а также с недофинансированием мероприятий государственной программы, в связи с потенциально возможным дефицитом бюджетов Российской Федерации и автономного округа. Однако, учитывая формируемую практику программного бюджетирования в части обеспечения реализации программы за счет средств бюджетов, а также предусмотренные программой меры по созданию условий для привлечения средств внебюджетных источников, риск сбоев в реализации программы по причине недофинансирования можно считать умеренным.
В качестве мер управления указанными рисками в целях снижения отрицательных последствий в процессе реализации государственной программы будет осуществляться мониторинг изменений действующего законодательства, влияющего на выполнение программных мероприятий, достижение поставленных целей и решение задач.