Оценка готовности территории вселения к приему участников Государственной программы и членов их семей
N п/п | Наименование показателя | 2010 год | 2011 год | 2012 год |
1. | Общая численность населения на начало года, тыс. человек | 2440,4 | 2428,0 | 2424,4 |
2. | Естественный прирост населения, тыс. человек | 1830 | 3200 | 4916 |
3. | Миграционная убыль населения, тыс. человек | -5544 | -6799 | -7245 |
4. | Удельный вес численности трудоспособного населения в общей численности населения, % | 61,5 | 61,4 | 60,6 |
5. | Удельный вес занятых в экономике в общей численности трудоспособного населения, % | 72,9 | 75,2 | 76,4* |
6. | Численность трудовых ресурсов, тыс. человек | 1658,4 | 1576,6 | 1571,2* |
7. | Среднегодовая численность занятых в экономике, тыс. человек | 1140,2 | 1121,7 | 1121,9* |
8. | Общая численность безработных (по методологии Международной организации труда), тыс. человек | 127,3 | 114,9 | 97,8 |
9. | Уровень общей безработицы (по методологии Международной организации труда), % | 10,1 | 9,1 | 7,8 |
10. | Численность граждан, зарегистрированных в органах службы занятости в качестве безработных, тыс. человек | 28,6 | 23,4 | 19,7 |
11. | Уровень зарегистрированной безработицы (на конец года), % | 2,2 | 1,8 | 1,5 |
12. | Напряженность на рынке труда (число безработных на 1 вакансию), человек | 1,2 | 0,9 | 0,6 |
13. | Численность привлеченных иностранных работников, человек | 62853 | 71468 | 77053* |
14. | Прожиточный минимум, рублей | 5559 | 6135 | 6370 |
15. | Количество жилья в среднем на 1 жителя, кв. м | н/д | н/д | н/д** |
16. | Количество постоянного жилья для приема соотечественников, кв. м | н/д | н/д | н/д |
17. | Количество временного жилья для приема соотечественников, кв. м | н/д | н/д | н/д |
18. | Количество мест в учреждениях дошкольного образования на 1 тыс. детей дошкольного возраста | 508 | 529 | н/д |
19. | Бюджетные доходы - всего, тыс. рублей | 75035126,6 | 90150310,8 | 95699031,0 |
20. | Бюджетные расходы - всего, тыс. рублей | 73445110,6 | 85787113,7 | 99469610,8 |
* - оценка.
** - нет данных.
Общая численность безработных в Иркутской области (по методологии Международной организации труда) в 2012 году составила 97,8 тыс. человек, что на 14,9% меньше аналогичного показателя 2011 года.
Численность зарегистрированных безработных граждан на 1 января 2013 года в Иркутской области составила 19,7 тыс. человек, что на 15,9% меньше соответствующего периода 2012 года.
Уровень регистрируемой безработицы в Иркутской области на 1 января 2013 года по сравнению с аналогичным показателем 2012 года снизился на 0,3 п.п. и составил 1,5% экономически активного населения.
В Сибирском федеральном округе по состоянию на 1 января 2013 года уровень зарегистрированной безработицы составил 1,6%, в Российской Федерации - 1,4%.
В структуре безработных женщины составляют 56,5%. В возрастной структуре регистрируемой безработицы в Иркутской области молодежь в возрасте 16-29 лет составляет 29,9%. На долю безработных граждан, проживающих в городах, приходится 59,8%, сельской местности - 40,2% (на 1 января 2012 года соответственно 62% и 38%).
Средняя продолжительность безработицы в Иркутской области на начало 2013 года составила 4,4 месяца, аналогичный показатель отмечен и в сельской местности.
Рынок труда Иркутской области характеризуется устойчивым ростом количества вакансий, заявляемых работодателями в органы занятости населения. Так, если в начале 2012 года в органы занятости населения организации Иркутской области подали сведения о наличии 32,9 тыс. вакансий, то на начало 2013 года - 41,2 тыс. вакансий, из которых по рабочим профессиям – 35,9 тыс. вакансий или 87% от общего числа заявленных вакансий.
В результате превышения количества предлагаемых вакансий над числом безработных наблюдается снижение напряженности на региональном рынке труда.
Если на начало 2012 года в Иркутской области на одно свободное место претендовало 0,9 человек, не занятых трудовой деятельностью, то на начало 2013 года - 0,6 человек, не занятых трудовой деятельностью.
Таким образом, в Иркутской области наблюдается следующая ситуация на рынке труда: несмотря на большое количество заявленных организациями Иркутской области вакансий, эффективный баланс спроса и предложения на рынке труда пока не достигнут. В то время как на регистрируемом региональном рынке труда преобладает спрос на рабочие профессии (около 82% заявленных вакансий), лишь 48% обратившихся в органы занятости населения имеют рабочие профессии.
С учетом сложившейся демографической ситуации в Иркутской области, сопровождающейся миграционным оттоком населения, а также ситуации на рынке труда, характеризующейся снижением числа безработных, увеличением количества предлагаемых вакансий, полноценного замещения трудовых ресурсов в ближайшие годы не ожидается. В данных условиях дефицит трудовых ресурсов планируется преодолевать за счет переселения соотечественников, проживающих за рубежом, на постоянное место жительства в Иркутскую область.
1.1.2. оценка возможности трудоустройства участников Государственной программы и членов их семей
В сфере содействия занятости участников Государственной программы и членов их семей проводятся следующие мероприятия по оказанию услуг:
подбор рабочих мест, на которые могут быть трудоустроены участники Государственной программы;
направление участника Государственной программы к работодателю;
предоставление услуг по трудоустройству членов семьи участника Государственной программы, а также организация обучения, переобучения, повышения квалификации и профессиональной адаптации участника Государственной программы и членов его семьи;
подбор вакантных рабочих мест для участников Государственной программы на этапе подготовки соотечественников, проживающих за рубежом, к переселению на территорию вселения, резервных вакансий для трудоустройства как на этапе подготовки к переселению в территорию вселения, так и по прибытии участников Государственной программы в Иркутскую область;
формирование и постоянное обновление банка вакантных и вновь создаваемых рабочих мест;
организация взаимодействия работодателей и соотечественников, проживающих за рубежом, на этапе подготовки к переселению в территорию вселения;
проведение оценки профессионального соответствия и на основании этого определение необходимости направления участника Государственной программы на начальное профессиональное обучение, дополнительное обучение, повышение квалификации, переквалификацию, переаттестацию по стандартам Российской Федерации;
разработка персональных программ обучения;
оказание государственных услуг, предоставляемых участникам Государственной программы и членам их семей, в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" и постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2012 года N 891 "О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы".