Выполнению поставленных задач могут помешать риски (объективные), сложившиеся в обществе под воздействием социально-экономических проблем. К ним можно отнести неустойчивость темпов экономического роста, связанную с возможным мировым финансовым и (или) экономическим кризисом, изменение геополитической картины мира, межнациональные и межрегиональные конфликты.
В зависимости от геополитической ситуации и уровня интеграции Российской Федерации в международный рынок труда, полноты финансирования мероприятий Программы рассматриваются три возможных варианта реализации Программы:
- при стабильной миграционной ситуации, выделении достаточных средств на реализацию целей и задач Программы (вариант 1);
- при нарастании мирового финансового кризиса и резком увеличении числа желающих въехать на территорию области соотечественников, проживающих за рубежом, но сокращении финансирования Программы (вариант 2);
- при снижении деловой и инвестиционной активности в области, снижении потребности в трудовых ресурсах и снижении объема финансирования Программы (вариант 3).
В случае первого варианта реализации Программы решение проблемы компенсации естественной убыли населения, убывающих ресурсов на рынке труда за счет целенаправленного отбора мигрантов из числа соотечественников, проживающих за рубежом, будет наиболее эффективным. Это позволит достичь запланированных целевых индикаторов и показателей реализации Программы к концу 2015 года.
В случае второго варианта реализации Программы увеличение потока мигрантов в область неизбежно приведет к рискам возникновения неуправляемой миграции, обострению проблем межнациональных отношений, снижению роли государственных структур в целенаправленном отборе специалистов из числа мигрантов и утрате привлекательности области в глазах мигрантов из числа соотечественников.
В случае третьего варианта реализации Программы нестабильная внутренняя обстановка, влияние мирового финансового кризиса на социально-экономическое развитие Воронежской области, снижение деловой и инвестиционной привлекательности области, повышение уровня общей и регистрируемой безработицы приведут к рискам снижения потребности в иностранных мигрантах.
Анализ вариантов решения проблемы показывает, что наиболее предпочтительным по соотношению затрат и устойчивости к возможным рискам является первый вариант решения проблемы, предусматривающий приезд соотечественников в запланированных объемах.
Для управления указанными рисками предусматриваются следующие мероприятия, направленные на их снижение:
- подбор вариантов подходящей работы по заявленным в службу занятости населения вакансиям в рамках действующего законодательства на территории Российской Федерации;
- оказание содействия в самостоятельном трудоустройстве, в том числе в занятии предпринимательской деятельностью на территории области;
- оказание содействия в овладении новой профессией или повышении квалификации по уже имеющейся у переселенца профессии с учетом ситуации на рынке труда области;
- размещение перечня необходимых документов для получения статуса безработного в официальном информационном сообщении;
- оказание содействия в подготовке запросов для получения необходимых документов из мест предыдущего проживания;
- заблаговременная проработка нескольких вариантов временного размещения переселенцев;
- обязательное отражение в информационных сообщениях сведений об условиях и стоимости найма временного жилья, о возможности получения (приобретения) постоянного жилья в рамках программ, реализуемых на территории области;
- размещение в информационных сообщениях соответствующих исполнительных органов государственной власти Воронежской области необходимого перечня документов для получения услуг в области здравоохранения и образования, оказание содействия в правильности заполнения этих документов;
- проработка механизма предоставления услуг в сфере здравоохранения и образования, определение исполнительных органов государственной власти, ответственных за реализацию мероприятий;
- учет финансовых затрат, предусмотренных на мероприятия Программы при бюджетном планировании в различных сферах экономики области;
- организация мероприятий по ознакомлению соотечественников с особенностями культуры, традиций народа, проживающего на выбранной ими территории;
- содействие социальной и культурной адаптации соотечественников при участии органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, общественных организаций.