Количество соотечественников, желающих переехать на постоянное место жительства в Воронежскую область, остается достаточно высоким. Об этом свидетельствует количество анкет, поступающих в адрес управления занятости населения Воронежской области для участия в Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом.
Несмотря на то что за время реализации Программы (2009 - 2012 годы) обеспечена положительная динамика количества прибывших соотечественников, проблемы участия в Программе (2009 - 2012 годы) соотечественников, проживающих на основаниях, предусмотренных действующим законодательством, на территории Воронежской области, в полном объеме не решены.
Сдерживающим фактором в реализации Программы (2009 - 2012 годы) является ограниченное число территорий вселения. По данным УФМС России по Воронежской области (по состоянию на 01.10.2012), всего в области проживает 6792 человека, имеющих разрешение на временное проживание, и 3689 человек, имеющих вид на жительство. 55% граждан, имеющих разрешение на временное проживание, и 49% граждан, имеющих вид на жительство, лишены возможности участия в Программе (2009 - 2012 годы), так как проживают в районах области, которые не являются территориями вселения. Вопрос о целесообразности расширения территорий вселения обсуждался на заседаниях областной межведомственной комиссии по реализации Программы (2009 - 2012 годы). Учитывая мнения отраслевых департаментов, участвующих в реализации Программы (2009 - 2012 годы), данная мера была признана преждевременной по причине отсутствия новой федеральной государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, которая должна быть положена в основу разрабатываемой областной целевой программы с точки зрения новых подходов и сроков ее реализации.
Одним из проблемных вопросов является вопрос жилищного обустройства соотечественников в первое время после прибытия. Для временного размещения соотечественников использовались ведомственное общежитие профессионально-технического лицея N 4, гостиницы, а также жилье на условиях найма. В целях гарантированного обеспечения соотечественников временным жильем Программой (2009 - 2012 годы) предусмотрена реконструкция нежилого помещения для временного размещения переселенцев в г. Воронеже. В 2012 году на эти цели из средств областного бюджета было выделено 2519,3 тыс. рублей. Данный объект был включен в адресную инвестиционную программу Воронежской области. Разработана и утверждена проектно-сметная документация, в сети Интернет размещена информация о проведении торгов с целью определения заказчика-застройщика.
В условиях жесткой конкуренции на современном рынке труда важнейшим приоритетом социально-экономического развития области является сохранение трудового потенциала. На момент утверждения Программы (2009 - 2012 годы) планировалось использовать трудовые ресурсы из числа соотечественников для реализации намеченных инвестиционных проектов в среднесрочной перспективе. В условиях финансово-экономического кризиса соотечественникам была предоставлена возможность самостоятельного выбора места работы путем прямого обращения к работодателю. Наиболее распространенным способом участия в Программе (2009 - 2012 годы) соотечественников, желающих переехать на постоянное место жительства в Воронежскую область, является их возможное трудоустройство на условиях найма на выбранной ими территории вселения.
В Воронежской области отмечается прогрессирующее старение населения. По итогам всероссийской переписи населения 2010 года в общей численности населения области лица моложе трудоспособного возраста составляют 13,7%, население в трудоспособном возрасте - 60,2%, что ниже соответствующих показателей по Российской Федерации (соответственно 16,2% и 61,4%). В настоящее время 16% жителей области находится в возрасте 65 лет и старше, а в сельской местности эта доля составляет около 20 процентов. По сравнению с переписью 1989 года средний возраст жителей области увеличился на 2,9 года и составил 41,5 года. Для мужчин этот показатель равен 38,5 года, для женщин - 44,1 года. Прогнозируемые тенденции дальнейшего постарения населения связаны с существующими рисками снижения внутренних ресурсов для повышения уровня воспроизводства населения и начавшимся процессом сокращения численности женщин активного репродуктивного возраста (к 2020 году женщин в возрасте 20 - 29 лет станет на 40% меньше уровня 2012 года).
В прогнозируемом периоде основная составляющая трудовых ресурсов - население в трудоспособном возрасте - будет неуклонно сокращаться. В период с 2013 по 2015 год это сокращение может составить около 50 тысяч человек.
Таким образом, при сохранении отмеченных тенденций уже в ближайшие три года на социально-экономическое развитие области значительное влияние окажут проблемы развития человеческого капитала и трудовых ресурсов.
Динамика миграционных процессов в Воронежской области за 2010 и 2011 годы приведена в таблице 5.