Недействующий

О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ "СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ЖИТЕЛЕЙ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ НА 2014 - 2020 ГОДЫ"

Социальное обслуживание населения


Социальное обслуживание населения представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Социальным обслуживанием в 2012 году охвачены 175 782 гражданина пожилого возраста и инвалида, предоставлены более 30 млн. социальных услуг.

На 1 июля 2013 года система учреждений, находящихся в собственности автономного округа и ведении Депсоцразвития Югры, включает 60 учреждений, в том числе:

29 учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов;

24 учреждения социального обслуживания семьи и детей.

Сеть учреждений, подведомственных Депсоцразвития Югры, сформирована с учётом географических особенностей, транспортной схемы, численности населения муниципальных образований автономного округа, что обеспечивает предоставление социальных услуг гражданам в стационарных, полустационарных условиях, на дому и охватывает различные категории и группы населения.

Общее число фактически развернутых коек в стационарных учреждениях социального обслуживания для граждан пожилого возраста и инвалидов составляет 790 единиц (590 койко-мест общего типа, 200 койко-мест психоневрологического типа).

Приоритетным направлением социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов является оказание услуг на дому. Данная форма предоставления социальных услуг является более социально ориентированной, поскольку сохраняет привычную среду обитания для граждан, а также более экономичной, по сравнению со стационарным социальным обслуживанием.

В автономном округе ежегодно увеличивается спрос на предоставление гражданам пожилого возраста и инвалидам социальных и социально-медицинских услуг на дому. За последние 3 года количество обслуживаемых на дому увеличилось на 8 % и составляет в 2013 году 4 506 человек. В 2012 году отделениями социального обслуживания на дому предоставлены услуги 2 341 гражданину пожилого возраста и инвалиду (в 2011 году - 2 545 гражданам), специализированными отделениями социально-медицинского обслуживания на дому предоставлены услуги 2 165 гражданам (в 2011 году – 2203 гражданам), отделениями срочного социального обслуживания – 142 004 гражданам (в 2011 году – 128 023 гражданам).

Очередность на получение социальных услуг на дому отсутствует. Однако, учитывая, что ресурсы данной сферы используются максимально, резервы исчерпаны. В 2012 году введены инновационные формы и методы работы: оказание социальных услуг с учетом индивидуальной оценки нуждаемости граждан пожилого возраста и инвалидов, применение бригадного метода обслуживания на дому.

Для социального обслуживания лиц без определенного места жительства и занятий в автономном округе создана сеть учреждений различного типа, в том числе отделения ночного пребывания, центры социальной адаптации и пр., где нуждающимся предоставляется возможность для временного пребывания. В учреждениях (отделениях) для лиц без определенного места жительства в автономном округе функционируют 336 койко-мест.

Депсоцразвития Югры, осуществляя полномочия по социальному обслуживанию населения, совершенствует условия предоставления социальных услуг, расширяет их спектр, внедряет в работу с населением новые социальные технологии.

К числу внедренных стационарозамещающих технологий относятся, например, такие социальные технологии, как предоставление и обеспечение сертификатов на оплату услуг по уходу за одинокими тяжелобольными гражданами (с начала реализации технологии выдано 63 сертификата); приемная семья для пожилого гражданина (действуют 85 приёмных семей); надомное социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов посредством социальных бригад.

В целях расширения рынка поставщиков социальных услуг, стимулирования участия общественных и иных негосударственных организаций в оказании социальных услуг в январе-марте 2013 года проведены конкурсы:

на выделение субсидий на возмещение затрат по реализации мероприятий в области социальной политики (субсидии на общую сумму 6 млн. руб. получили 15 организаций);

на лучший инновационный проект в сфере социального обслуживания граждан старшего поколения, на лучшую программу физкультурно-оздоровительной и культурной работы с гражданами старшего поколения (гранты на общую сумму 1 200,0 тыс. руб. получили 8 организаций).

Материально-техническая база действующих учреждений социального обслуживания населения в автономном округе не в полной мере отвечает современным требованиям, предъявляемым к объектам социальной сферы, в частности к качеству предоставляемых услуг населению, обеспечению санитарно-эпидемиологической и пожарной безопасности. Большинство учреждений расположены в приспособленных зданиях, построенных в 1970-1980 годы.

В неудовлетворительном состоянии находятся помещения учреждений социальной адаптации лиц без определенного места жительства и занятий, размещенные в приспособленных ветхих деревянных зданиях. Из 17 занимаемых помещений нуждаются в реконструкции 2, находятся в аварийном состоянии 2, размещаются в ветхих зданиях 10.

Не обеспечена в полном объеме потребность населения автономного округа в специализированных стационарных учреждениях: детском доме-интернате для детей с физическими недостатками, специальном доме-интернате для престарелых граждан и инвалидов, психоневрологическом интернате.

Перспективной схемой развития и размещения учреждений социального обслуживания населения в автономном округе на 2012-2020 годы (распоряжение Правительства автономного округа от 30 сентября 2011 года N 555-рп "О перспективной схеме развития и размещения учреждений социального обслуживания населения на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2012-2020 годы") предусмотрено поэтапное строительство и реконструкция учреждений, что позволит устранить диспропорции в развитии социального обслуживания различных групп населения, полностью обеспечить существующий и ожидаемый спрос граждан пожилого возраста, инвалидов на стационарное социальное обслуживание.