Социальная поддержка граждан старшего поколения (тружеников тыла, ветеранов труда и лиц, приравненных к ним, реабилитированных лиц и лиц, пострадавших от политических репрессий, ветеранов труда) в соответствии с федеральным законодательством и законодательством автономного округа осуществляется при достижении пенсионного возраста.
На 1 января 2013 года численность пенсионеров в автономном округе составила 363 472 человека. Большая часть пенсионеров является неработающими - 200 905 человек или 55,3 %. В региональный регистр получателей мер социальной поддержки включены 92 709 граждан пенсионного возраста, относящихся к льготным категориям.
Гражданам старшего поколения из числа названных категорий предоставляется социальная поддержка в форме ежемесячной денежной выплаты, компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, ежемесячного денежного обеспечения, ежегодной выплаты на оздоровление, компенсации расходов за междугородный проезд, направленная на повышение уровня их доходов, здоровьесбережение.
Наиболее востребованными являются услуги по оздоровлению (за 2008-2012 годы численность получателей увеличилась почти в 2 раза, 80% от общего количества оздоровленных граждан - ветераны труда).
Темпы роста численности ветеранов труда, бюджетные возможности не позволяют удовлетворить существующую потребность.
В настоящее время выполняется работа по поэтапному реформированию мер социальной поддержки.
Все действующие в автономном округе нормы государственной социальной поддержки граждан объединены в проекте закона автономного округа "О Социальном кодексе Югры", который в настоящее время проходит процедуру общественного обсуждения.
Проект предполагает систематизацию и частичное реформирование норм действующего законодательства автономного округа в сфере социальной поддержки отдельных категорий граждан.
В частности:
в целях синхронизации законодательства автономного округа с федеральным предлагается пересмотреть кратность предоставления компенсации расходов за междугородный проезд с 1 раза в год до 1 раза в два года (Закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" устанавливает компенсацию расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности, к месту отдыха и обратно 1 раз в 2 года, предоставляемую Пенсионным фондом Российской Федерации);
услуги по оздоровлению планируется предоставлять только на базе учреждений социального обслуживания автономного округа, лечебно-профилактических учреждений, расположенных в автономном округе.
В соответствии с законодательством автономного округа ряд социальных выплат направлен на улучшение уровня жизни граждан, чей доход ниже величины прожиточного минимума. В 2012 году социальная поддержка оказана более 85 тыс. граждан.
Численность получателей дополнительных мер социальной помощи (единовременной помощи при возникновении экстремальной жизненной ситуации, единовременной помощи для выхода на самообеспечение, срочной единовременной помощи) ежегодно сокращается (в 2012 году - 11 378 получателей, в 2011 - 12 874, в 2010 – 15 154), при этом доля малообеспеченного населения, обращающегося за единовременной помощью, в динамике трех лет увеличилась на 3,8 %, что свидетельствует о наличии трудной жизненной ситуации, с которой граждане не могут справиться самостоятельно, являясь получателями гарантированных мер социальной поддержки.
Предоставление компенсаций затрат на воспитание, обучение и образование детей-инвалидов, инвалидов и родителей (законных представителей) детей-инвалидов на получение профессионального образования позволяет реализовать права детей-инвалидов, отдельных категорий инвалидов на получение образования.
Субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в 2012 году получили 40 040 семей, из них 19 723 семьи или 49,3% являются малообеспеченными. Полностью освобождены от оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги 6 208 семей.
Основными получателями субсидии являются одиноко проживающие граждане (34 %) и семьи, состоящие из трех и более человек (24 %), от общего числа получателей субсидии.
Предоставление гражданам субсидий, полностью либо частично покрывающих расходы семьи на оплату жилищно-коммунальных услуг, позволяет значительно снизить нагрузку на семейный бюджет, что в свою очередь дает возможность направить сэкономленные средства на иные нужды и потребности семьи.