Организация отдыха и оздоровления в автономном округе рассматривается как одно из основных направлений социальной политики в отношении детей. Ежегодно организуется отдых и оздоровление воспитанников государственных учреждений автономного округа, в том числе детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей из многодетных и малообеспеченных семей, проживающих в стационарных учреждениях, находящихся на социальной реабилитации в условиях дневного пребывания, а также состоящих на патронатном учете.
Основным результатом организации летнего отдыха детей является показатель оздоровительного эффекта. По итогам 2012 года его наибольший эффект отмечается в детских загородных оздоровительных учреждениях - 93 % (в учреждениях с дневным пребыванием детей - 81,5 %), что подтверждает необходимость развития материально-технической базы детских загородных оздоровительных учреждений, действующих в автономном округе.
Реализация мероприятий, направленных на улучшение материально-технической базы 6-ти детских загородных оздоровительных учреждений, находящихся в собственности муниципальных образований автономного округа, будет являться решением проблем их развития.
Несмотря на принимаемые меры, остается ряд нерешенных проблем:
1) необходимость преодоления межведомственных барьеров в решении вопросов, касающихся семей с детьми, индивидуальной реабилитации находящихся в социально опасном положении, выявления детей, права и законные интересы которых нарушены, и организации реабилитационной работы с ними;
2) потребность в повышении квалификации и профессионального уровня специалистов учреждений, работающих с детьми;
3) недостаточная оснащенность учреждений социальной сферы реабилитационным и специализированным оборудованием для детей-инвалидов, в том числе аутичных детей;
4) обеспечение доступности услуг семьям с детьми, проживающим в отдаленных районах автономного округа;
5) обеспечение детям равных условий и возможностей на отдых и оздоровление вне зависимости от благосостояния семьи.
Вызывает тревогу проблема социального сиротства. Только 7% детей-сирот, воспитывающихся в учреждениях, - круглые сироты, у остальных родители живы. Существующие формы семейного устройства детей-сирот требуют дальнейшего развития. Неэффективно осуществляется профилактическая работа с семьями, находящимися в социально опасном положении, с целью предотвращения лишения родителей родительских прав. Требует совершенствования деятельность по восстановлению в родительских правах и возвращению ребенка в семью после ее социальной реабилитации.
Особого внимания требует укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений, формирование в сознании подрастающего поколения системы ценностей, связанной с семьей и рождением детей, здоровым образом жизни, профилактика вредных привычек, а также информационная, консультационная, сервисная поддержка родителей в их заботе о детях.
Многолетняя практика реализации целевой программы "Дети Югры" подтвердила необходимость дальнейшей работы на основе межведомственного и комплексного подхода к решению проблем детства, развитию потенциала детей в автономном округе, по обеспечению их прав и законных интересов.
Обозначенные проблемы в период 2014 - 2020 годов являются основанием для определения приоритетных направлений реализации системы последовательных и взаимоувязанных мер по улучшению положения детей, семей с детьми в автономном округе, созданию благоприятных условий для их жизнедеятельности, обучения, воспитания и развития, своевременного включения в социально значимую деятельность.