Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВЕДОМСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ДОРОГИ АДЫГЕИ" НА 2014 - 2016 ГОДЫ (с изменениями на: 29.12.2014)

2.2. Состояние дорожной сети и ее влияние на социально-экономическое развитие Республики Адыгея


Сеть автомобильных дорог общего пользования в Республике Адыгея представлена дорогами республиканского и межмуниципального значения. По состоянию на 1 января 2014 года их протяженность составила 1374,537 км, в том числе:

с цементо-бетонным покрытием - 0,025 км,

с асфальтобетонным покрытием - 1040,499 км,

с черно-гравийным покрытием - 144,644 км,

с гравийным покрытием - 189,369 км.

Плотность дорожной сети с твердым покрытием на 1 тыс. кв. км территории республики составляет 203,422 км. Сеть автомобильных дорог республики - одна из самых развитых в РФ. Все населенные пункты в Адыгее соединены дорогами с твердым покрытием, и по этому показателю Республика Адыгея занимает 8-ое место в России.

Вместе с тем транспортно-эксплуатационное состояние существующих автомобильных дорог республиканского и межмуниципального значения не соответствует современным требованиям, а тем более перспективным.

Более трети автомобильных дорог республиканского и межмуниципального значения требуют реконструкции с переустройством параметров плана и продольного профиля по нормативам более высоких категорий, больше половины требуют усиления дорожной одежды.

Из-за ограниченности финансирования резко сократился ввод дорог, недостаточно средств выделяется на ремонт и содержание. Из-за недостатка средств ежегодный недоремонт на автомобильных дорогах республиканского и межмуниципального значения составляет порядка 150 км, а согласно межремонтным срокам и дефектным ведомостям, определяющим фактическое состояние сети дорог, необходимо ремонтировать не менее 200 км всеми видами ремонтов.

Изношенными оказались дороги не только с переходным типом покрытия, но и чернощебеночным или черногравийным покрытием. По состоянию на 1 января 2014 года размер недоремонта или доля дорог, несоответствующих нормативу по причине отсутствия своевременного ремонта, составил 48%. Такой значительный недоремонт накоплен вследствие резкого снижения объемов финансирования.

На сети автомобильных дорог республиканского и межмуниципального значения республики эксплуатируется 81 мостовых сооружения общей длиной 4518,19 п.м., из них 4 моста - металлические, 80 - железобетонные. В неудовлетворительном состоянии находятся 5 мостов, которые требуют ежегодно значительных затрат на их содержание.

В число неудовлетворительных входят в основном малые мосты капитального типа 60 годов постройки. На состояние мостов сильно отражается отсутствие планово-профилактических работ и текущего ремонта. Из-за отсутствия своевременного ремонта дефектное состояние мостов прогрессирует, требуется капитальный ремонт, а если капитальный ремонт просрочен на 5 - 10 лет, то стоимость работ вырастает в несколько раз и становится сопоставимой со стоимостью нового строительства. Своевременно вложенные в ремонт и содержание средства должны сэкономить дальнейшие расходы в течение межремонтного периода. В то же время, уменьшение средств на содержание мостов значительно ускоряет переход хороших мостов в категорию удовлетворительных, и далее, неудовлетворительных и аварийных. Мировой опыт эксплуатации автомобильных дорог и мостов показывает, что наиболее эффективной схемой расходования средств является новое строительство и последующее качественное полноценное содержание.

Характеризуя современную сеть дорог общего пользования, следует также отметить, что неудовлетворительное техническое состояние существующих дорог - далеко не единственный ее недостаток. Таким образом, сеть автомобильных дорог, представляя собой единственные пути сообщения республики, по своему техническому состоянию, обустройству, начертанию, протяжению не просто отстает от потребности сегодняшнего дня, но и значительно снижает возможности развития республики в условиях формирования рынка как самостоятельного субъекта в составе Российской Федерации.

Состояние дорожной сети сказывается как в транспортной, так и в прочих сферах экономики. Низкий технический уровень дорог обуславливает низкие скорости движения и, вследствие этого, высокую стоимость перевозок, также является причиной значительного перерасхода горючего, низких сроков службы автопарка, больших расходов на техническое обслуживание.

Неудовлетворительное состояние дорог влекут за собой целый ряд негативных социальных явлений, таких как:

- сдерживается развитие культуры, образования и торговли;

- увеличивается время пребывания в пути к месту работы, обучения, медицинским, административным учреждениям, сокращается количество свободного времени.

Огромное экономическое и социальное значение автомобильных дорог свидетельствует о недопустимости недооценки их роли и экономии средств на совершенствование и развитие дорожной сети.

Экономическое развитие хозяйств, предприятий, сел, районов республики, освоение природных богатств, включая зоны отдыха и туризма, лесные массивы, минерально-сырьевую базу, возможно только при наличии транспортных путей.

В Республике Адыгея единственными путями являются автомобильные дороги, поэтому наличие дорог, их техническое состояние и развитие местной дорожной сети требуют особого внимания.

Реализация программных мероприятий на ведомственном уровне позволит решать проблемы дорожной отрасли мобильно, в более короткий промежуток времени с наибольшей эффективностью вложения бюджетных средств.