Цель информатизации - повышение доступности и качества оказания медицинской помощи населению на основе совершенствования информационно-технологического взаимодействия медицинских и фармацевтических организаций, органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации, а также федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих реализацию государственной политики в области здравоохранения.
Основные задачи Подпрограммы 9:
- повышение качества оказания медицинской помощи на основе совершенствования информационно-технологического обеспечения деятельности медицинских и фармацевтических организаций, их персонала;
- повышение эффективности управления в сфере здравоохранения области на основе информационно-технологической поддержки решения задач прогнозирования и планирования расходов на оказание медицинской помощи, а также контроля за соблюдением государственных гарантий по объему и качеству ее предоставления.
Информатизация здравоохранения как обеспечивающая задача системы здравоохранения заключается в информационной поддержке качественного медицинского обслуживания населения, внедрении новых компьютерных технологий профилактики и лечебно-диагностических процессов, а также перестройке информационно-технической базы здравоохранения, информационном обеспечении оценки состояния здоровья населения, что достигается путем создания новых информационных технологий на всех уровнях управления здравоохранением и новых медицинских компьютерных технологий, повышающих качество лечебно-профилактической помощи и способствующих реализации основной функции охраны здоровья населения - увеличению продолжительности активной жизни.
Современное медицинское оборудование обеспечивает возможность представления информации в цифровом виде, что позволяет создавать АРМ для медицинских специалистов различных профилей. Создание АРМ позволяет повысить точность и объективность диагностических исследований, снизить количество рутинных операций в повседневной деятельности медицинского работника, повысить оперативность и достоверность передачи медицинской информации о состоянии здоровья пациента между медицинскими работниками, в том числе между медицинским работниками разных медицинских организаций.
Для обеспечения достижения этих целей в рамках программы модернизации проведены следующие мероприятия:
- проведена поставка в лечебные учреждения области 2078 единиц компьютерной техники, в том числе: 304 персональных компьютера, 646 персональных компьютеров - тонких клиентов, 97 многофункциональных печатающих устройства, 777 принтеров, 161 персональный компьютер для регистратуры, 20 серверов, 33 инфомата, 15 компьютеров для обработки изображений и 25 единиц техники для телемедицины;
- организовано взаимодействие сети передачи данных 58 ЛПУ с региональным центром обработки данных;
- бортовой аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС оснащена 241 единица санитарного транспорта области на базе многофункциональных приемных устройств, которые подключены к региональной системе мониторинга транспортных средств, позволяющей организовать единый диспетчерский центр управления машинами СМП и постоянно их контролировать с целью оптимального использования;
- заключены договора по созданию программно-аппаратных комплексов поддержки лечебного процесса в эндоскопии, лабораторной диагностике и маммографии;
- в 5 лечебных учреждениях поставлено оборудование для проведения телемедицинских консультаций;
- проводятся работы по модернизации локальных вычислительных сетей для 57 лечебных учреждений;
- создан региональный центр обработки данных на базе казенного предприятия "Электронный регион" (далее - КП "Электронный регион") и назначен оператор информационных систем;
- организован защищенный канал передачи данных до центра обработки Министерства здравоохранения Российской Федерации;
- проведены работы по интеграции регионального и федерального сервиса "Запись на прием к врачу в электронном виде". В федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" размещены расписания приема врачей 50 ЛПУ области, осуществляющих первичный прием. Для оперативного решения вопросов, связанных с осуществлением записи в электронном виде на прием к врачу, на базе существующего регионального центра телефонного обслуживания КП "Электронный регион" функционирует горячая линия. Работы проведены в соответствии с дорожной картой по реализации в 2012 году проекта по вводу в эксплуатацию сервиса "Запись на прием к врачу в электронном виде" в медицинских организациях Российской Федерации. За 29 дней 2013 года в г. Ярославле через интернет выдано 9282 явки, или 10,2 процента от всех выданных явок;
- в соответствии с дорожной картой по реализации проекта по вводу в эксплуатацию сервиса "Электронная медицинская карта" в медицинских организациях Российской Федерации организована площадка регионального центра обработки данных для обеспечения сервиса "Электронная медицинская карта" на базе КП "Электронный регион";
- проводятся работы, связанные с формированием регионального сегмента информационного пространства на базе ЕГИСЗ. От того, насколько функциональной и востребованной окажется ЕГИСЗ, во многом будет зависеть дальнейший ход модернизации здравоохранения.
Существенным сдерживающим фактором в развитии здравоохранения является недостаточное применение современных информационных технологий и не в полной мере решенные проблемы информационной безопасности, связанные с соблюдением требований конфиденциальности личных данных пациентов и персональных данных о состоянии здоровья пациента.
Кроме этого, в медицинских организациях недостаточно широко используются современные информационно-телекоммуникационные технологии телемедицины. Существующие отдельные аппаратно-программные решения для телемедицины не носят системного характера, отсутствует единое информационное пространство телемедицины. Широкое внедрение телемедицины на основе единой технологической и технической политики позволит повысить эффективность оказания первичной медико-санитарной помощи путем проведения удаленного скрининга высокорисковых групп пациентов на уровне первичного звена, качество диагностики социально значимых заболеваний на уровне первичного звена, эффективность оказания СМП и неотложной медицинской помощи за счет использования технологии ГЛОНАСС, доступность консультационных услуг медицинских экспертов для населения за счет использования телемедицинских консультаций.