Недействующий

О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЕ "РАЗВИТИЕ МИРОВОЙ ЮСТИЦИИ В КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ" (с изменениями на: 29.12.2015)


 I. Характеристика текущего состояния, основные проблемы и прогноз развития мировой юстиции в Кабардино-Балкарской Республике


Настоящая государственная программа Кабардино-Балкарской Республики "Развитие мировой юстиции в Кабардино-Балкарской Республике" (далее - Государственная программа) разработана в соответствии с Распоряжением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 7 февраля 2013 года N 74-рп и направлена на реализацию государственной политики в сфере мировой юстиции, находящейся в ведении Кабардино-Балкарской Республики.

Одним из аспектов проводимой в настоящее время судебной реформы является становление и развитие судов общей юрисдикции. Необходимость принятия Государственной программы обусловлена требованиями современного демократического правового государства, совершенствованием судебной системы с учетом положений Федеральных целевых программ "Развитие судебной системы России на 2007 - 2012 годы" и "Развитие судебной системы России на 2013 - 2020 годы", а также сложной ситуацией в обеспечении поступательного развития мировой юстиции в республике, в том числе неоправданно затянувшимся процессом становления одной из ветвей власти во взаимосвязанной системе судов общей юрисдикции.

На основании части 4 статьи 7 Федерального конституционного закона от 7 февраля 2011 года N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации", подпункта 40 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", пункта 3 статьи 10 Федерального закона от 17 декабря 1998 года N 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации" материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом этого субъекта Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Закона Кабардино-Балкарской Республики от 30 ноября 1999 года N 55-РЗ "О мировых судьях Кабардино-Балкарской Республики" материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей осуществляется органом исполнительной власти Кабардино-Балкарской Республики.

В соответствии со статьей 1 Закона Кабардино-Балкарской Республики от 3 марта 2000 года N 14-РЗ "О судебных участках и должностях мировых судей Кабардино-Балкарской Республики" в Кабардино-Балкарской Республике создано 46 судебных участков мировых судей.

К подсудности мировых судей относится более 30 процентов всех рассматриваемых в республике уголовных дел, более 80 процентов гражданских и более 90 процентов административных дел. Необходимо учитывать и тот факт, что численность мировых судей в три раза уступает численности федеральных судей, а среднемесячная нагрузка на одного мирового судью в четыре раза превышает аналогичную нагрузку федеральных судей.

За 13 лет существования мировой юстиции в республике число рассматриваемых мировыми судьями дел увеличилось более чем в 3 раза.

Тенденция роста количества обращений граждан к мировым судьям о защите своих прав и законных интересов сохраняется. В то же время условия размещения и уровень материально-технической базы не способствуют благоприятному функционированию и развитию института мировых судей. Данные обстоятельства не позволяют им использовать современные способы ведения делопроизводства и информационные технологии, что наряду с возрастающей нагрузкой влечет за собой нарушение сроков рассмотрения дел. Подобное положение препятствует своевременному восстановлению нарушенных прав граждан и их законных интересов.

В соответствии со статьей 3 Закона Кабардино-Балкарской Республики от 3 марта 2000 года N 14-РЗ "О судебных участках и должностях мировых судей Кабардино-Балкарской Республики" помещения (здания), необходимые для отправления правосудия мировыми судьями, предоставляются местными администрациями муниципальных районов и городских округов на территории соответствующего судебного участка.

В настоящее время все судебные участки мировых судей размещаются в отдельных помещениях, не соответствующих нормативам. Вопрос предоставления необходимых помещений для размещения мировых судей Кабардино-Балкарской Республики решен только в Урванском, Эльбрусском, Баксанском, Терском муниципальных районах и частично в городском округе Нальчик. Значительная часть судебных участков размещена в арендуемых помещениях. Так, в Прохладненском, Зольском, Чегемском, Майском, Терском, Лескенском и Черекском районах и частично в городе Нальчике помещения для мировых судей арендуются Службой по обеспечению деятельности мировых судей Кабардино-Балкарской Республики. В связи с тем, что вопросы заключения краткосрочных и долгосрочных договоров аренды всецело определяются субъективным подходом владельца имущества (арендодателя), то данное обстоятельство ставит мировых судей в непосредственную зависимость от арендодателя, что противоречит основополагающему принципу независимости отправления правосудия. Сложившаяся в республике система краткосрочных арендных отношений не позволяет осуществлять капитальные затраты на реконструкцию и ремонт помещений в целях их приведения в соответствие действующим нормативам.

Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 февраля 2012 года N 3 "О внесении изменений в некоторые постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации" определена необходимость повышения уровня информационного взаимодействия между судами общей юрисдикции и участниками судопроизводства. В настоящее время основным способом взаимодействия мировых судей республики с участниками судебных процессов по их надлежащему извещению заключается в направлении извещений, повесток и иной информации заинтересованным лицам посредством почтовой связи, специальной связи, размещения информации на сайте суда и информационных стендах. Указанные мероприятия направлены на доведение до сведения заинтересованных лиц информации о судебных процессах в целях соблюдения их прав и законных интересов в части реализации норм действующего законодательства, предусматривающих извещение или вызов в суд лиц, участвующих в деле, заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и вручение его адресату.

Реализация мероприятий по внедрению и использованию системы электронного (СМС) извещения и информирования (установка информационных терминалов) участников судопроизводства на всех судебных участках мировых судей Кабардино-Балкарии будет способствовать своевременному доведению до сведения заинтересованных лиц информации о месте, времени, дате проведения судебных процессов, результатов рассмотрения дел и, соответственно, окажет положительное влияние на качество отправления правосудия и позволит существенно сократить расходование бюджетных средств на пересылку почтовой корреспонденции в связи с уменьшением стоимости одного извещения с 35 рублей до 1 - 2 рублей (по предварительным расчетам экономия может составить не менее 500 тысяч рублей в год).

Не менее актуальной проблемой является также обеспечение безопасности, антитеррористической защищенности деятельности мировых судей. Охрана помещений судебных участков мировых судей в рабочее время обеспечивается судебными приставами, а в ночное время - сотрудниками ФГУП "Охрана" Министерства внутренних дел Российской Федерации, но в связи с большим количеством участников судебных процессов имеющихся на объектах средств недопущения несанкционированного доступа на судебные участки мировых судей, обнаружения оружия, других скрытых металлических предметов, а также наблюдения обстановки в зданиях и на прилегающей территории недостаточно.

В соответствии с нормативами обеспечения материально-техническими средствами мировых судей и их аппарата, рекомендуемыми Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации, вестибюли зданий (помещений), занимаемых судебными участками мировых судей, должны быть оборудованы стационарными металлодетекторами, системами видеонаблюдения и контроля доступа. В целях обеспечения безопасности мировых судей и участников судебных процессов планируется установка указанного оборудования на всех занимаемых судебными участками объектах.

Реализация указанных мероприятий Государственной программы позволит решить проблему обеспечения безопасности помещений судебных участков мировых судей и новые задачи, обусловленные стремлением соответствовать федеральным стандартам в области судопроизводства, а также развитием информационных технологий.

Одним из основных направлений деятельности Службы по обеспечению деятельности мировых судей Кабардино-Балкарской Республики является административная составляющая, включающая в себя следующие направления: организационно-штатное и правовое обеспечение, кадровая работа, планирование финансово-хозяйственной деятельности, информационно-аналитическая работа, придает деятельности Службы по обеспечению деятельности мировых судей Кабардино-Балкарской Республики целенаправленный характер, дает возможность сосредоточить основное внимание и усилия на наиболее важных текущих и перспективных проблемах, а также позволяет создавать условия для эффективного использования средств, обеспечения эффективности использования кадровых, финансовых, материально-технических ресурсов.

Контроль, как совокупность мероприятий по обеспечению реализации Государственной программы, направленных на обеспечение своевременного и качественного исполнения принятых решений и поручений, включает в себя систематизацию сведений об их содержании, о сроках и ходе выполнения, периодический сбор, обобщение и анализ соответствующей информации, проведение проверок фактического выполнения поручений, подготовку предложений по обеспечению их своевременной реализации, а также повышение исполнительской дисциплины, совершенствование организации и осуществления контроля.

Без решения проблем организационного обеспечения деятельности мировых судей невозможно достичь качественных сдвигов в осуществлении ими правосудия. Это обусловливает необходимость серьезной государственной поддержки и применения программного подхода.

К концу 2019 года прогнозируется создание условий для повышения эффективности деятельности мировой юстиции в Кабардино-Балкарской Республике:

обеспечение всех судебных участков мировых судей зданиями (помещениями), соответствующими нормативам;

создание условий для недопущения нарушений мировыми судьями процессуальных сроков рассмотрения дел;

уменьшение рисков возникновения чрезвычайных происшествий вследствие ненадлежащего обеспечения безопасности мировых судей, работников аппаратов судебных участков, установленного порядка деятельности судов, охраны помещений судебных участков.