Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ ПО УЛУЧШЕНИЮ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ" (с изменениями на: 25.10.2016)


 I. Приоритеты и цели государственной политики в сфере реализации государственной программы

Главной проблемой демографического развития Орловской области с позиции обеспечения экономической безопасности является систематическое уменьшение абсолютной численности населения.

В настоящее время в Орловской области, как и в целом по Российской Федерации, сохраняется напряженная демографическая ситуация. На начало 2016 года численность населения составила 759721 человек, из которых 505864 человека (66,6%) - горожане и 253857 человек (33,4%) - сельские жители. По сравнению с 2014 годом население Орловской области сократилось на 5510 человек (на 0,7%). По итогам 2015 года сократилась естественная убыль населения с 5,4 до 5,2, в то время как по Российской Федерации и Центральному федеральному округу (далее - ЦФО) отмечался рост численности населения на 0,2% и на 0,4% соответственно.

Сокращение числа жителей Орловской области произошло преимущественно за счет естественной убыли населения.

Для Орловской области характерен процесс демографического старения населения. По состоянию на 1 января 2016 года 16,2% жителей Орловской области находятся в возрасте 65 лет и старше. В структуре населения вышеуказанных возрастов женщины составляют 69,4%.

Численность населения моложе трудоспособного возраста (мужчины и женщины до 16 лет) на 1 января 2016 года составила 121,8 тыс. человек, увеличившись за год на 1,4%. Удельный вес данной группы населения в общей численности населения составил 16,0%. Численность населения в трудоспособном возрасте (мужчины 16 - 59 лет, женщины 16 - 54 лет) имела тенденцию к снижению и на начало 2016 года составила 423,3 тыс. человек (97,7% к 1 января 2015 года), удельный вес этой категории населения снизился с 59,6% в 2012 году до 55,7% в 2016 году. Численность населения старше трудоспособного возраста (мужчины 60 лет и более, женщины 55 лет и более) в 2015 году увеличилась на 1,3% и составила 214,6 тыс. человек. Удельный вес данной группы населения на начало 2016 года составил 28,3% общей численности населения против 27,6% годом ранее.

В 2014 - 2015 годах коэффициент естественной убыли в целом по области остается стабильным и составляет 5,2 на 1000 человек против 5,8 в 2011 году и 6,4 в 2010 году.

В 2015 году умерло 12473 человека, что на 1,0% ниже уровня 2014 года. В 2014 - 2015 годах коэффициент смертности остался неизменным и составил 16,4 в расчете на 1000 человек, что выше значения данного показателя в целом по России (13,1) и ЦФО (13,9). Высокий уровень смертности населения объясняется целым рядом причин, среди которых: чрезмерные стрессовые нагрузки, курение, неправильное питание, загрязнение окружающей среды, наследственные факторы.

В целом по области среди всех умерших 21,4% приходится на население трудоспособного возраста (в среднем более трех тысяч человек в год). Показатель ожидаемой продолжительности жизни напрямую зависит от состояния здоровья и уровня смертности населения.

В связи со снижением смертности населения показатель ожидаемой продолжительности жизни в Орловской области по сравнению с 2014 годом вырос на 0,5 года и составил в 2015 году 70,38 года. Для мужчин ожидаемая продолжительность выросла на 0,64 года и составила 63,96 года. У женщин ожидаемая продолжительность жизни также выросла на 0,27 года и составила 76,83 года. Таким образом, несмотря на более высокий темп роста значения данного показателя для мужчин, ожидаемая продолжительность их жизни на 12,87 года ниже, чем продолжительность жизни женщин. В сельской местности в 2015 году ожидаемая продолжительность жизни населения на 2,84 года была ниже, чем в городской (71,34 года против 68,5), при этом у мужчин эта разница более заметна: 64,66 года в городских поселениях против 62,55 в сельских, у женщин - 77,62 и 75,14 года соответственно.

В 2015 году ожидаемая продолжительность жизни в Орловской области сложилась на 3,62 года ниже целевого значения, установленного в указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации" (74 года).

Число родившихся в Орловской области в 2015 году относительно 2014 года увеличилось на 142 человека и составило 8582 человека (101,79%). Коэффициент рождаемости в расчете на 1000 населения по сравнению с 2011 годом увеличился на 6,7% и составил 11,2.

Наметившийся рост числа родившихся еще не означает коренной перелом сложившихся тенденций, так как суммарный коэффициент рождаемости в Орловской области (среднее число детей, рожденных женщиной на протяжении всего репродуктивного периода от 15 до 50 лет) в 2014 году составил 1,6 и остается намного ниже уровня, обеспечивающего простое воспроизводство населения (2,150), и ниже целевого значения, установленного в указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации", - 1,753.

В настоящее время семья как социальный институт оказалась ослабленной и перестала на должном уровне выполнять основные функции, прежде всего, репродуктивную и воспитательную.

В настоящее время (на 1 июля 2016 года) в Орловской области зарегистрировано 5996 многодетных семей. В структуре многодетных семей преобладают семьи с тремя детьми - 80,5%. Семьи с четырьмя и более детьми составляют 19,5%. Ежегодно становятся многодетными около 800 семей.

Так, например, в области с четырьмя детьми - 866 семей, с пятью детьми - 186 семей, с шестью детьми - 62 семьи, с семью детьми - 34 семьи, с восьмью детьми - 9 семей, с девятью детьми - 9 семей, с десятью детьми - 2 семьи и 11 детей имеет 1 семья.

В областном центре проживает 1386 многодетных семей. Троих детей имеют 1174 семьи (84,7%), четверых - 159, пятерых - 32, шестерых - 12, семерых - 4, восьмерых - 4, одна семья имеет 9 детей.

Факторы, влияющие на положение дел в области демографии, подразделяются на материальные и духовно-нравственные.

Материальные - состояние среды обитания и уровень благосостояния семей, обеспеченность жильем, материальное стимулирование рождаемости, степень социальной защищенности семей, качество и доступность медицинского обслуживания, образования, в том числе дошкольного, и другие.

Духовно-нравственные - формирование у населения установок здорового образа жизни, нравственных и личностных ценностей, возрождение системы массового санитарно-гигиенического просвещения, поднятие престижа материнства, отцовства, многодетности, ориентация молодежи на создание крепкой семьи.

Демографические процессы крайне инерционны и не могут быть объяснены изменениями за короткий промежуток времени. Однако проводимая работа способствовала созданию условий для улучшения отдельных показателей, характеризующих улучшение демографических процессов в области.

Учитывая сложившуюся ситуацию в Орловской области, необходимо продолжить реализацию активных мер демографической политики, направленных на повышение рождаемости, снижение смертности, создание правовых, экономических и социальных условий для формирования предпосылок к стабилизации и улучшению демографической ситуации.

Разнонаправленность факторов, влияющих на демографическую ситуацию, обусловливает включение мер, влияющих на ее материальную составляющую, в целый ряд государственных программ.

Целесообразно применение программно-целевого метода и для решения духовно-нравственной составляющей демографии, который позволит более эффективно использовать финансовые ресурсы, сконцентрировав их на решении приоритетных задач, обеспечить их комплексное решение на протяжении ряда лет в части взаимосвязи между проводимыми мероприятиями и результатами их выполнения, распределять полномочия и ответственность, проводить мониторинг реализации государственной программы.

Использование программно-целевого метода принесет наибольший эффект от вложения бюджетных средств, позволит усилить отдельные направления для достижения поставленной цели и получить наибольшие социально-экономические результаты.

Настоящая государственная программа включает в себя дополнительные меры к реализуемым на территории области мероприятиям в рамках государственных программ в сфере образования, здравоохранения, труда и занятости, жилищной политики и сельского хозяйства, направленные на укрепление института семьи.

Мероприятия в рамках государственной программы не дублируют иные действующие программы и не финансируются из иных источников.