Недействующий

О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ "РАЗВИТИЕ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА И ЛЕСОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ НА 2014-2020 ГОДЫ"

Лесопромышленный комплекс


Развитие лесопромышленного комплекса автономного округа в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на период до 2030 года рассматривается не только как важная народнохозяйственная задача по модернизации и диверсификации экономики региона, но также и как механизм решения социальных вопросов территорий его присутствия.

Отмечаемый в последние годы недостаточный экономический рост в лесопромышленном комплексе автономного округа, связан с углублением внутриотраслевых проблем. Вследствие чего серьезно обострены социально-экономические проблемы развития территорий его присутствия. Низкие темпы развития и финансовая неустойчивость отрасли обусловлены целым рядом факторов. С одной стороны это исторически сложившиеся структурные диспропорции, связанные с недостаточным уровнем развития высокотехнологичных производств по глубокой механической, химической и энергетической переработке древесного сырья, а также территориальные особенности, связанные с удаленностью производства от экспортных рынков. С другой стороны факторы и особенности развития внутрироссийского рынка, сложившийся диспаритет цен на услуги "естественных" монополий и продукцию промышленности, ограниченный доступ товаропроизводителей к рынкам финансовых (особенно долгосрочных), материально-технических и информационных ресурсов, слабое развитие страхования рисков, дефицит квалифицированных кадров.

Структурный базис отрасли представлен крупными лесодобывающими и лесоперерабатывающими организациями с государственным участием в лице Правительства автономного округа в своем акционерном капитале. В общеотраслевом объеме отгрузки продукции собственного производства удельных вес таких организаций составляет почти 80%. Эта особенность отраслевой структуры регионального лесопромышленного комплекса определяет модель управления его развитием на основе использования механизма государственно-частного партнерства и адресности мер государственной поддержки. В данной ситуации государственная поддержка, в первую очередь, связана с повышением эффективности работы таких организаций и направлена на обеспечение их рентабельности и прибыльности. Кроме того, она должна быть ориентирована на формирование благоприятных социальных, общеэкономических и инфраструктурных условий для функционирования и развития лесоперерабатывающей отрасли в целом, а также активизации участия муниципалитетов в развитии промышленных производств, малого и среднего предпринимательства в лесной и лесоперерабатывающей промышленности.

Лесопромышленный комплекс, являясь многоотраслевым, позволяет реализовать целый ряд экономических, социальных и экологических функций. Важнейшими среди них являются обеспечение занятости, наполняемость бюджета, насыщение потребительского рынка, а также создание рынков продукции глубокой переработки и новых цепочек добавленной стоимости. Современный уровень развития технологий лесопромышленного производства, сложившаяся внутриотраслевая и территориальная структура отрасли выдвигают на первый план задачу мобилизации внутренних ресурсов регионов на основе повышения эффективности использования существующего экономического потенциала.

Автономный округ входит в число лидеров среди субъектов Российской Федерации, наиболее обеспеченных лесосырьевыми ресурсами. По состоянию на 1 января 2013 года в автономном округе заключено и действует 156 договоров аренды лесных участков с допустимым объемом заготовки древесины 3967,5 тыс. куб.м. в год.

За 2012 год организациями-лесозаготовителями фактически заготовлено 2 090,1 тыс. куб. м древесины или 8,3% от расчетной лесосеки, в том числе арендаторами - 1 681,5 тыс. куб.м. Таким образом, в целом по автономному округу имеется значительный резерв по освоению лесосырьевых ресурсов и развитию лесодобывающих и лесоперерабатывающих производств. Расчёты показывают, что для загрузки существующих производственных мощностей необходимо заготавливать около 5 млн. куб.м древесины ежегодно.

Лесопромышленную деятельность в автономном округе в 2012 году осуществляли более 130 организаций и индивидуальных предпринимателей. Однако в общем объеме отгрузки промышленной продукции автономного округа доля лесопромышленного комплекса составляет всего 0,2%. Тем не менее, отрасль обеспечивает занятость для 4 861 работников (по состоянию на 1 января 2013 года), организации лесопромышленного комплекса работают почти в каждом муниципальном образовании автономного округа. В основном это малые организации, общее количество которых постоянно меняется.

В число крупных и средних входят 10 организаций. В составе отрасли успешно функционируют производственные комплексы, специализирующиеся на выпуске лесопромышленной продукции высокого передела, среди которых две плитных организации - открытое акционерное общество (далее - ОАО) "Югра-Плит" (г. Советский) и общество с ограниченной ответственностью (далее – ООО) "Завод МДФ" (п. Мортка) и организации по производству деревянных домов заводского изготовления: закрытое акционерное общество (далее - ЗАО) "Строймонтаж" (г. Советский), ООО "Приоритет" (г. Белоярский), ООО "Сургутмебель" (п. Барсово, Сургутский р-н), Ханты-Мансийский домостроительный завод (г. Ханты-Мансийск).

Наиболее крупным является ОАО "Югорский лесопромышленный холдинг", включающий в себя все вышеперечисленные технологии и полный производственный цикл от освоения и восстановления лесов до выпуска высокотехнологичной продукции, в том числе ориентированной на конечного потребителя. В его структуру входят:

ООО "ЮграТранСервис" - объем ежегодной заготовки и вывозки лесопродукции 600 тыс.куб.м. в год;

ОАО "ЛВЛ Югра" (г. Нягань) - завод по выпуску шпонированного бруса ЛВЛ производственной мощностью 39 тыс. куб. метров бруса в год и каркасно/панельных конструкций применяемых в малоэтажных формах застройки – 20 тыс. кв. м в год;

ООО "Лесопильные заводы Югры" - предприятие, объединяющее четыре лесозавода с общей производственной мощностью 180 тыс. куб. м продукции в год.

ООО "ЛВЛ-СтройПроект" - предприятие самостоятельно осуществляющее застройку на территории автономного округа по каркасно/панельным технологиям с применением товаров и материалов, производимых на предприятиях, входящих в состав ОАО "Югорский лесопромышленный холдинг".

Основная часть производственных мощностей отраслевого комплекса сосредоточена в западной части автономного округа в Советском, Кондинском и Октябрьском районах. В целом ряде населенных пунктов эти организации являются социально значимыми и градообразующими. От их деятельности зависит решение не только экономических, но и социальных, экологических проблем территорий, небольших и удаленных населенных пунктов. В этой связи, учитывая социально-экономическую значимость отрасли для развития территорий автономного округа решение вопросов, связанных с обеспечением ее эффективной работы, крайне актуально. В то же время, приходится заметить, что лесопромышленный комплекс автономного округа на современном этапе своего развития испытывает определенные трудности экономического, технологического и организационного плана.

Сложившиеся проблемы в деятельности лесопромышленного комплекса автономного округа обусловлены целым рядом причин объективного и субъективного характера, основные среди которых:

недостаточное территориальное планирование, хаотичное размещение лесопромышленных производств на территории автономного округа, чрезмерная концентрация лесоперерабатывающих мощностей преимущественно в Советском районе;

отсутствие кооперации между организациями в решении вопросов технологической унификации оборудования и, как следствие, комплексного сервисного обслуживания;

недостаточное внимание к развитию производств и внедрению технологий использования мягколиственной древесины и отходов деревообработки;

переход организаций на сортиментные технологии и приобретение лесозаготовительных комплексов, в итоге не оправдавших эксплуатационных ожиданий при значительном истощении доступной лесосырьевой базы;

структурная и тарифная политика ОАО "Российские железные дороги", фактически изолировавшая лесоперерабатывающие организации автономного округа от межрегиональных российских и зарубежных рынков;

отсутствие в регионе практики анализа тенденций, предпосылок и перспектив развития целевых рынков; недостаточная маркетинговая политика организаций по выходу на внутренний российский рынок, рынки стран СНГ и стран Центральной и Юго-Восточной Азии;

выбытие квалифицированной рабочей силы в другие отрасли экономики, в том числе ввиду неконкурентного уровня оплаты труда;

отсутствие комплексной системы подготовки, переподготовки и повышения профессиональной квалификации кадров для работы в отрасли.

Подпрограмма по развитию лесопромышленного комплекса определяет цели, задачи и основные направления развития лесопромышленного сектора экономики автономного округа, финансовое обеспечение и механизмы реализации предусматриваемых мероприятий, а также показатели их результативности.

Кроме этого, целью настоящей подпрограммы является системное решение вышеуказанных проблем и обеспечение комплексного развития отрасли на основе повышения экономической эффективности работы лесопромышленных организаций за счет развития лесосырьевой базы, оказания государственной поддержки лесообрабатывающим производствам высокой степени переработки и развития целевых рынков сбыта лесопромышленной продукции.

В этой связи, основное внимание в рамках подпрограммы по развитию лесопромышленного комплекса направлено на развитие производств, ориентированных на внедрение наиболее экономичных и востребованных технологий, среди которых:

энергосберегающие технологии в деревообработке;

производство древесных плит (ДСП, МДФ, OSB), в т.ч. ламинированных;