Недействующий

О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ "РАЗВИТИЕ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА И ЛЕСОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ НА 2014-2020 ГОДЫ"

Государственное управление лесами автономного округа


В 2008-2012 годах осуществлялось совершенствование структуры лесоуправления в автономном округе в соответствии с изменениями в лесном законодательстве. Исполнительный орган государственной власти в области лесных отношений представлен Департаментом природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Полномочия в сфере федерального государственного лесного надзора на землях лесного фонда и федерального государственного пожарного надзора в лесах исполняет Служба по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Организуя использование лесов в пределах земель лесного фонда, Департамент природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры предоставляет лесные участки в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключает договоры купли-продажи лесных насаждений, в том числе организует и проводит лесные аукционы; выдаёт разрешения на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда; проводит государственную экспертизу проектов освоения лесов; ведёт государственный лесной реестр в отношении лесов, расположенных в границах территории автономного округа.

Лесные отношения в области использования лесных участков в автономном округе отличаются большим количеством лесопользователей, многоотраслевой спецификой нормативной правовой документации и документооборота, высокой нагрузкой на работников лесного хозяйства по обработке информации, отражающей состояние и использование лесов.

В области лесоустройства, обеспечивающего получение достоверной и разносторонней информации о лесном фонде в целях его рационального освоения и контроля за охраной, защитой, эффективным своевременным воспроизводством лесов, необходимо сохранить достигнутые за последние годы объёмы работ и темпы повышения доли материалов лесоустройства с давностью до 10 лет (43,3% в 2012 году).

Одной из задач Департамента природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в области информатизации является активное внедрение современных информационных технологий на всех уровнях государственного управления лесами и среди широкого круга пользователей – участников лесных отношений. Переход на оказание государственных услуг в электронном виде и электронный документооборот требует обновления информационно-коммуникационной инфраструктуры, обеспечения доступа к высокоскоростным надёжным каналам связи и к сети Интернет, развития системы межведомственного электронного взаимодействия, расширения функционала и интеграции специализированных информационных систем Департаментом природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Анализ кадрового обеспечения лесного хозяйства показывает, что при развитии лесной отрасли в автономном округе основные профессии могут быть восполнены в основном за счёт внутренних ресурсов при условии соответствующей профессиональной подготовки и переподготовки кадров.

В целях сохранения кадрового потенциала лесного хозяйства необходимо повысить уровень трудовой и социальной защищённости работников лесного хозяйства.

Для повышения эффективности осуществления Департаментом природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры полномочий в области лесных отношений и совершенствования взаимодействия с арендаторами лесных участков в Программе предусматриваются следующие приоритетные направления развития: повышение актуальности и качества информации о лесном фонде, обеспечение кадрового потенциала лесного хозяйства, улучшение материально-технической базы, необходимой для исполнения функций управления и организации ведения лесного хозяйства.

Профилактика и тушение лесных пожаров

Земли лесного фонда на территории автономного округа характеризуются сравнительно невысоким классом природной пожарной опасности (ППО), который составляет 4,2. Большинство пожаров за последние годы произошло по вине человека (47%). Значительное количество пожаров (36%) возникло в периоды длительной засухи после прохождения сухих гроз. Средняя площадь одного пожара составила 40,6 га. Среднегодовой ущерб от одного пожара за последние годы составил 1,2 млн. рублей, а среднегодовой показатель затрат на тушение лесного пожара - 371,3 тыс. рублей.

Охраняемая площадь лесов, закреплённых за бюджетным учреждением Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "База авиационной и наземной охраны лесов", составляет 42,33 млн. га. В пределах территории обслуживания разработаны 14 маршрутов авиапатрулирования общей протяжённостью 8427 км.

Для создания систем, средств предупреждения и тушения лесных пожаров, осуществления мониторинга пожарной опасности на территории лесного фонда, а также обеспечения работ по тушению лесных пожаров в пожароопасный сезон 2012 года органами государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры приняты меры по усилению технической оснащённости, увеличению численности бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "База авиационной и наземной охраны лесов".

Для предупреждения возникновения и распространения лесных пожаров по границам с населёнными пунктами необходимо проводить мероприятия по уходу за созданными объектами противопожарного обустройства (противопожарными разрывами, минерализованными полосами).

Мероприятия подпрограммы по лесному хозяйству предусматривают повышение эффективности противопожарной охраны земель лесного фонда путем обновления и расширения материально-технической базы и улучшения технического обеспечения служб охраны лесов от пожаров; ухода за противопожарными барьерами (разрывами, минерализованными полосами) вокруг населённых пунктов с целью предупреждения возникновения и распространения лесных пожаров; выполнения работ по мониторингу пожарной опасности в лесах в рамках государственного задания с целью своевременного обнаружения лесных пожаров и их ликвидации в начальной стадии развития.

Лесовосстановление

Лесовосстановительные мероприятия направлены на своевременное восстановление лесов на вырубаемых площадях, гарях и сокращение площади не покрытых лесной растительностью земель.

Фонд лесовосстановления на землях лесного фонда в автономном округе составляет 233,7 тыс. га, из них 13,3 тыс. га в защитных лесах. Общий прирост фонда лесовосстановления за 5 лет составил 11,9 тыс. га. С учётом потенциальной способности тех или иных типов леса к естественному возобновлению и хозяйственной целесообразности фонд лесовосстановления путём создания лесных культур составляет 14,7 тыс.га.

Для охраны лесных культур от пожаров необходимо обеспечить увеличение объёмов противопожарных мероприятий - устройство противопожарных разрывов и минерализованных полос по границам участков лесных культур.

Для повышения продуктивности и улучшения качества лесов необходимо обеспечить уход за лесными культурами и обеспечивать их своевременное дополнение, проведение рубки ухода в молодняках, рубок ухода в соответствии с лесоводственными требованиями, положительный эффект которых связан с дополнительным ресурсом товарной древесины, желаемым породным составом насаждений, предотвращением естественной смены главных пород, сокращением оборота рубки.

Для решения задачи сохранения и преумножения кедровых лесов, а также их вовлечения в интенсивное хозяйственное освоение необходимо реализовать переход на новый уровень охраны, рационального использования, своевременного обновления и повышения продуктивности кедровых лесов автономного округа.

Защита лесов

Санитарное состояние лесов автономного округа по данным прогноза лесопатологической ситуации на 2013 год в целом удовлетворительное.

Распространение повреждений насаждений от болезней леса на всей территории автономного округа носит неравномерный, неочаговый характер локальных участков, ослабленных в местах повышенной влажности, большей частью в перестойных насаждениях.

Лесопатологическое обследование очагов вредителей леса проводится ежегодно. Прогнозы возможного повреждения молодняков и лесных культур от вредителей и болезней леса показывают их невысокую вероятность. В целях своевременного обнаружения очагов хвое-листогрызущих вредителей необходимо проведение ежегодного лесопатологического обследования. Осуществление планомерного лесопатологического мониторинга позволит своевременно предусмотреть проведение соответствующих санитарно-оздоровительных мероприятий.

В лесных насаждениях с нарушенной и утраченной устойчивостью одной из причин ослабления и гибели являются лесные пожары. На данных лесных участках необходимо проведение лесопатологических обследований, санитарно-оздоровительных мероприятий. Проводимый ежегодно объем лесозащитных мероприятий позволяет снизить потери древесины.

Лесное хозяйство в автономном округе в настоящее время продолжает оставаться во многом отсталой отраслью, требующей существенной модернизации основных направлений деятельности с использованием современных научно-технических достижений.

Для использования этого потенциала и формирования устойчивой основы развития лесного хозяйства автономного округа как отрасли экономики, базирующейся на использовании биологических ресурсов, в Программе определены задачи, основные направления развития лесного хозяйства в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, кадрового, ресурсного и научно-технического обеспечения лесного хозяйства, мероприятия, включенные в подпрограмму "Развитие лесного хозяйства", показатели из результативности.