Недействующий

ДЕПАРТАМЕНТ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ

от 31 июля 2013 года N 124

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВЕДОМСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ МЯСНОГО И ПОМЕСНОГО СКОТОВОДСТВА В КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2013-2015 ГОДЫ"

Утратил силу

приказом департамента агропромышленного комплекса Костромской области N 291 от 26.12.2013 года (НГР RU44000201301495)

В соответствии со статьей 179.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации, приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 12 марта 2013 года N 131"О реализации постановления правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1042", Законом Костромской области от 22 ноября 2005 года N 336-ЗКО "О государственной поддержке агропромышленного комплекса в Костромской области", постановлением администрации Костромской области от 21 ноября 2011 года N 442-а "О порядке разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ Костромской области", в целях создания эффективного агропромышленного комплекса, обеспечивающего сбалансированное развитие Костромской области и устойчивое повышение его экспортного потенциала


ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить прилагаемую ведомственную целевую программу "Развитие мясного и помесного скотоводства в Костромской области на 2013-2015 годы".

2. Настоящий приказ вступает в силу со дня его официального опубликования.

    Директор департамента
     агропромышленного комплекса В.В. Чернов  

 ПРИЛОЖЕНИЕ  

     УТВЕРЖДЕНА
     приказом департамента агропромышленного комплекса
     Костромской области
     от 31 июля 2013 года N 124

Ведомственная целевая программа "Развитие мясного и помесного скотоводства в Костромской области на 2013-2015 годы"

Глава 1. Паспорт программы


1

Наименование ведомственной целевой программы

"Развитие мясного и помесного скотоводства в Костромской области на 2013-2015 годы" (далее Программа)

2

Наименование исполнительного органа государственной власти Костромской об ласти, ответственного за реализацию Программы

Департамент агропромышленного комплекса Костромской области

3

Наименование разработчика
 Программы

Департамент агропромышленного комплекса Костромской области

4

Цели и задачи Программы

Цели Программы:
 обеспечение населения Костромской области высококачественной говядиной;

 увеличение импортозамещения мяса крупного рогатого скота за счет роста объемов производства;

 повышение  конкурентоспособности  мясного скотоводства на внутреннем и внешнем рынках в рамках вступления России в ВТО.
 Задачи Программы:
 увеличение поголовья крупного рогатого скота специализированных  мясных пород и помесного скота, в том  числе маточного поголовья;

 увеличение производства высококачественной говядины скота мясных пород;

 создание дополнительных рабочих мест.

5

Целевые индикаторы и показатели Программы

Показатели Программы:
 общее поголовье мясного скота
 2013 г.- 2756 гол.;

 2014 г.-2874 гол.;

 2015 г.-2998 гол.
 2) в том числе поголовье коров специализированных
 мясных пород:
 2013 г.-1415 гол.;

 2014 г.-1585 гол.;

 2015 г.-1776 гол.
 3) общее поголовье помесного скота:
 2013 г.- 8744 гол.;

 2014 г.- 9126 гол.;

 2015 г.- 9502 гол.
 4) в том числе поголовье помесных коров:
 2013 г.-2875 гол.;

 2014 г.-3220 гол.;

 2015 г.-3610 гол.
 5) производство на убой в живом весе мясного и помесного крупного рогатого скота:
 2013  г.- 3,3 тыс. тонн;

 2014  г.- 3,4 тыс. тонн;

 2015  г.- 3,8 тыс. тонн

6

Исполнители программных мероприятий

Департамент агропромышленного комплекса Костромской области,
 сельскохозяйственные товаропроизводители Костромской области

7

Основные программные мероприятия:

1) содержание  маточного  поголовья мясного и помесного скота в товарных стадах;

 2) техническая и технологическая модернизация репродукторных ферм по мясному и помесному скотоводству;

 3) строительство и реконструкция производственных объектов по мясному и помесному скотоводству;

 4) улучшение кормовой базы;

 5) приобретение мясного и помесного  молодняка  (нетели, телки) для формирования маточного поголовья товарных стад;

 5) приобретение поголовья коров мясного направления продуктивности.

8

Сроки реализации Программы

2013-2015 годы

9

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности

В  результате  реализации  Программы  будет обеспечено в 2015 году (по сравнению с 2012 годом):
 увеличение  численности мясного и помесного скота от промышленного скрещивания коров и телок в молочных стадах с быками мясных пород до 9575 голов, или на 914 голов, в том числе маточного  поголовья  мясного  скота  на  514  голов,  маточного  поголовья  помесного скота - на 1045 голов;

 увеличение  валового производства высококачественной говядины до - 3,8 тыс. тонн.

10

Объемы и источники финансирования
 программы

Общая сумма финансирования  программных мероприятий -
 865,192  млн. руб.,
 В том числе: областной бюджет -
 47,362 млн. руб ., внебюджетные источники - 817,83 млн. руб .
 В том числе по годам реализации:
 2013 год: общая сумма -
 205,992 млн. руб., в том числе областной бюджет - 10,062 млн. руб, внебюджетные источники – 195,93  млн. руб.
 2014 год: общая сумма - 291,70 млн. руб.,  в том числе областной бюджет -  16,31 млн. руб., внебюджетные источники - 275,39 млн. руб.;
 2015 год: общая сумма
 367,50 млн. руб., в том числе областной бюджет - 20,99 млн. руб., внебюджетные источники – 346,51 тыс. руб.

Глава 2 . Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа


1. Программа "Развитие мясного и помесного скотоводства в Костромской области на 2013-2015 годы" направлена на реализацию Концепции развития агропромышленного комплекса Костромской области на период до 2020 года (утвержденной распоряжением администрации Костромской области от 11 июля 2010 года N 146-ра) и обеспечение населения высококачественной говядиной, что соответствует приоритетным целям развития агропромышленного комплекса Костромской области.

2. Программа разработана с учетом схем территориального планирования, утвержденной Законом Костромской области от 28 апреля 2007 года N 140-4-ЗКО "О схеме территориального планирования Костромской области" (Приложение 1 к настоящей Программе).

В составе схем территориального планирования учтены планы создания современной социальной, инженерной, транспортной инфраструктуры в сельской местности.

Программа направлена на повышение конкурентоспособности подотрасли мясного скотоводства.

5. В настоящее время в Костромской области создаются необходимые стартовые технологические и экономические условия для дальнейшего развития мясного скотоводства. Сельскохозяйственные организации начинают заниматься производством высококачественной говядины.

В то же время предпринимаемые меры недостаточны для устойчивого развития отрасли специализированного мясного скотоводства, так как не позволяют решить главные проблемы:

низкая инвестиционная привлекательность сегмента вследствие более длительного срока окупаемости по сравнению со свиноводством и птицеводством (8-10 лет против 3-5 лет и 2-3 лет соответственно);

деградация пастбищ, являющихся одним из ключевых факторов успеха в мясном скотоводстве;

низкое качество отечественного генофонда мясных пород крупного рогатого скота и недостаточное его количество;

отсутствие откормочных предприятий.

6. Вопросы развития отрасли будут решаться объединенными усилиями инвесторов, сельскохозяйственных предприятий, исполнительных органов государственной власти Костромской области и органов местного самоуправления Костромской области с привлечением частных инвестиций, кредитных ресурсов, расширением форм государственной поддержки. Комплексный подход к решению проблем в отрасли мясного скотоводства предполагает использование программно-целевого метода, обеспечивающего четкое распределение реализуемых мероприятий по исполнителям, срокам, ресурсам, а также эффективную организацию процесса управления и контроля.

7. Учитывая сложившиеся экономические и хозяйственные условия возрождения мясного скотоводства, наиболее дешевым и реальным путем создания товарного мясного скотоводства является скрещивание ремонтных телок и коров молочного направления продуктивности с быками мясных пород.

Отсутствие специализированных комплексов по доращиванию и откорму молодняка на мясо привело к экстенсивным методам выращивания крупного рогатого скота в большинстве районов с большими затратами средств. Расход кормов на 1 кг прироста почти вдвое превышает норму.

Успешная организация выращивания и откорма молодняка мясного и помесного скота, высокая его продуктивность могут быть достигнуты только при хорошо организованной, устойчивой кормовой базе, обеспечивающей бесперебойное и полноценное кормление животных.

8. Немаловажное значение имеет стоимость кормов, поскольку в себестоимости животноводческой продукции их удельный вес составляет 50 и более процентов.

В связи с этим, для обеспечения продуктивности, в соответствии с требованиями, предъявляемыми к разводимым в области породам мясного скота, необходима серьезная работа по восстановлению пастбищ, обеспечению полнорационного кормления животных, закупке современной кормозаготовительной техники и технологического оборудования.

9. Предлагаемые меры позволят обеспечить интенсификацию выращивания и расширения масштабов заключительного откорма, как молодых, так и взрослых животных, повышение средней живой массы молодняка, снимаемого с откорма до 400-450 килограммов и более.

Разводимыми породами мясного скота в Костромской области остается лимузинская и галловейская. Лимузинская имеет высокую племенную ценность и содержится в племенном репродукторе СПК "Рогово" Мантуровского района и ОАО Тепличный комбинат "Высоковский". Галловейский скот содержат ООО "Русский Галловей".

10. Для кардинального изменения ситуации и перехода от фазы стагнации к созданию условий для дальнейшего роста необходим комплекс системных мер, который позволит обеспечить положительную динамику устойчивого развития производства крупного рогатого скота в долгосрочной перспективе.

11. Реализация Программы предусматривает более полное и сбалансированное использование имеющихся в Костромской области ресурсов земли, скота, рабочей силы, кормовых и других ресурсов, технологическое обновление мясного скотоводства в целях повышения его устойчивости и конкурентоспособности. При этом будет внесен существенный вклад в решение проблемы развития сельских территорий.

12. Данная Программа является экономически значимой программой для развития отрасли мясного и помесного скотоводства в регионе.

13. Производство говядины в Костромской области традиционно базировалось в основном на использовании откормочного поголовья от пород молочного и молочно-мясного направления как сопутствующая подотрасль при производстве молока. В отдельных хозяйствах Костромской области предпринимались попытки создания специализированного мясного скотоводства, но результаты не имели высокой эффективности. Поэтому имеющийся опыт не нашел широкого распространения. В последние годы, как в сельскохозяйственных организациях Костромской области, так и в хозяйствах всех категорий, наблюдается тенденция сокращения производства говядины, обусловленная снижением численности поголовья крупного рогатого скота и недостаточным количеством специализированного мясного скота.

14. В сельскохозяйственных организациях Костромской области по состоянию на 1 января 2013 года содержалось 3827 голов маточного поголовья по системе "корова-теленок".

15. Основной причиной снижения производства мяса крупного рогатого скота является низкая экономическая эффективность мясного скотоводства, обусловленная затратными технологиями производства, недостаточной интенсивностью выращивания и откорма молодняка мясных пород, а также отсутствием экономической взаимовыгодной системы сбыта высококачественной говядины.

Проблема повышения эффективности производства продукции мясного скотоводства, является на сегодняшний день одной из важнейших для сельского хозяйства Костромской области. Негативные тенденции в отраслях животноводства выражались, прежде всего, в сокращении численности поголовья сельскохозяйственных животных, снижении объемов производства продукции животноводства, в том числе мяса крупного рогатого скота

Это означает, что значительно уменьшилась обеспеченность населения собственным высококачественным мясом - говядиной. Недостаток восполнился за счет ввоза мясного сырья зарубежного происхождения, часто с недостаточно качественными санитарно-гигиеническими характеристиками.

16. Произошедший спад поголовья крупного рогатого скота в сельскохозяйственных организациях и крестьянско-фермерских хозяйствах с 108,4 тыс. голов в 2002 году до 51,2 тыс. голов в 2012 году не сопровождался объективно необходимым для сохранения откормочного контингента увеличением поголовья мясного скота.

При этом и сегодня практически всю говядину получают от откормочных животных из молочных стад. Среднесуточные приросты на выращивании, откорме и нагуле составляют в среднем 500 гр., средняя живая масса скота, реализованного на убой - 300 кг, высокая доля низкокачественной говядины, получаемой от убоя выбракованных коров. Выращивание крупного рогатого скота ведется экстенсивными методами, с большими затратами средств, расход корма на 1 кг прироста превышает норму почти вдвое.

В 2011 году была утверждена областная целевая программа "Развитие мясного скотоводства в Костромской области на 2011-2014 годы". За период с 2010 по 2012 год рост производства говядины составил 2,0 тыс. тонны при этом выручка от реализации мяса крупного рогатого скота в сельскохозяйственных организациях увеличилась на 74496 тыс. рублей. По итогам 2012 года она составила 346815 тыс. рублей.

17. Ускоренное развитие мясного скотоводства не имеет альтернативы и его следует рассмотреть как задачу государственного значения, решение которой позволит в перспективе удовлетворить платежеспособный спрос на говядину за счет отечественного производства. Для кардинального изменения ситуации в подотрасли, создания условий для дальнейшего роста необходим комплекс системных мер, который позволит обеспечить положительную динамику устойчивого развития производства крупного рогатого скота мясных пород в долгосрочной перспективе.

18. В целом комплекс мер приведет к повышению престижности труда в сельском хозяйстве, привлечению в отрасль квалифицированных кадров, улучшению демографической и трудоресурсной ситуации в сельской местности, развитию транспортной инфраструктуры и жилой застройки, связанной со схемами территориального планирования.

Таблица N 1

Анализ состояния мясного скотоводства в Костромской области


Показатели

Ед.
 изм.

2009

2010

2011

2012
 (факт)

2012  к
 2009, %

Поголовье крупного рогатого скота в сельскохозяйственных
 предприятиях и крестьянских (фермерских) хозяйствах(далее КФХ), всего

тыс.
 голов

59,4

54,6

53,8

51,2

86,2

в том числе
 мясного и помесного
 скота в сельскохозяйственных
 предприятиях, всего

тыс.
 голов

4,281

6,665

9,85

8,661

202,3

Валовое производство
 говядины в живом весе от мясного и помесного скота в сельскохозяйственных
 предприятиях и КФХ

тыс.
 тонн

0,4

0,5

1,5

2,5

625,0

Выручка от реализации мяса крупного рогатого скота в сельскохозяйственных организациях

тыс.
 руб.

272319

318058

312866

346815

127,4

Глава 3. Цель и задачи Программы, сроки ее реализации


19. Основные цели Программы:

1) обеспечение населения Костромской области высококачественной говядиной;

2) увеличение импортозамещения мяса крупного рогатого скота за счет роста объемов производства;

3) повышение конкурентоспособности мясного скотоводства на внутреннем и внешнем рынках в рамках вступления России в ВТО.

20. Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

1) увеличение поголовья крупного рогатого скота специализированных мясных пород и помесного скота, в том числе маточного поголовья;

2) увеличение производства высококачественной говядины скота мясных и помесных пород;

3) создание дополнительных рабочих мест

21. Срок реализации Программы: 2013-2015 годы.

Глава 4. Ресурсное обеспечение Программы


22. Объемы финансового обеспечения Программы за счет средств областного бюджета утверждаются законом Костромской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период.

23. Общая потребность в финансировании проекта по мероприятиям и источникам финансирования представлена в таблице N 2.

Таблица N 2

Общая потребность в финансировании программных мероприятий по источникам


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»