Недействующий

О СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА (с изменениями на: 02.06.2017)


Таблица 13. Сопоставление среднедушевых денежных доходов и среднегодовых цен на жилье

2011

2012

2013

Среднедушевые денежные доходы населения, рублей в месяц

15 909

18 948

22 260

Реальные располагаемые денежные доходы, в % к предыдущему году

105,8

113,5

109,3

Среднегодовые цены на первичном рынке, рублей за кв. метр общей площади

34 464

38 587

40 678

Индекс цен на первичном рынке жилья, в % к предыдущему году

107,1

114,5

106,6

Среднегодовые цены на первичном рынке, рублей за кв. метр общей площади

35 674

41 739

47 296

Индекс цен на первичном рынке жилья, в % к предыдущему году

108,6

116,6

108,5


Источник: Воронежстат.

В 2013 году по сравнению с предыдущим годом на 1,2 п. п. уменьшилась численность населения, имеющего доходы ниже прожиточного минимума. Тем не менее, около 65% жителей области имели доходы ниже среднего уровня. Таким образом, приобретение квартиры, улучшение жилищных условий на практике доступны лишь ограниченному кругу семей с высокими доходами.

Становится ясно, что в ближайшем будущем население не сможет решить своей жилищной проблемы без государственной поддержки. Механизмы стимулирования спроса на рынке жилья отдельных категорий граждан, определенных действующим законодательством, закреплены в государственной программе Воронежской области "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами населения Воронежской области", а также в программе "Жилье для российской семьи", реализация которой предусмотрена в рамках государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации".

В целях обеспечения доступности жилья гражданам, неспособным самостоятельно купить жилье по текущим рыночным ценам, в рамках данной программы гражданам Воронежской области будет предложена возможность приобрести жилье экономического класса по цене, не превышающей минимальной из величин: 30 тыс. рублей за 1 кв. м или 80% от рыночной цены в регионе.

Программа "Жилье для российской семьи" реализуется в 65 субъектах Российской Федерации, в том числе и в Воронежской области.

3 июля 2014 года между Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, ОАО "Агентство по ипотечному и жилищному кредитованию" и правительством Воронежской области подписано соглашение о реализации данной программы.

В соответствии с соглашением Воронежская область принимает на себя ряд обязательств, в том числе до 1 июля 2017 года построить 475 тысяч кв. метров жилья экономического класса, соответствующего установленным Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации условиям отнесения жилых помещений к жилью экономического класса.

2. Риски сокращения объемов жилищного ипотечного кредитования. Развитию жилищного строительства способствует реализация программы по повышению доступности ипотечных займов для населения Воронежской области. Агентство по ипотечному жилищному кредитованию (далее - АИЖК), являясь исполнителем областной целевой программы "Развитие системы жилищного ипотечного кредитования населения Воронежской области на 2011 - 2015 годы", оказывает адресную государственную поддержку отдельным категориям граждан - молодым и многодетным семьям, работникам бюджетной сферы.

Ипотечный рынок Воронежской области в 2013 году ознаменовался снижением спроса и предложения. По результатам 2013 года АИЖК было выдано ипотечных займов на 356,2 млн. рублей, что на 39% ниже предыдущего года (2012 год - 592 млн. рублей). В 2013 году по-прежнему основными участниками ипотечного рынка являлись ЦЧ СБ РФ, ВТБ-24, ОАО "АЖИК Воронежской области", их доля в общем портфеле ипотечных кредитов по Воронежской области составляет около 95%.

За период с 2009 по 2012 год наблюдалось постепенное уменьшение суммы выделяемых субсидий из бюджета Воронежской области, что негативно сказывалось на росте ипотечного кредитования в регионе. В 2013 году воспользовались адресной государственной поддержкой заемщиков 584 семьи, - из них 26 семей по ДОЦП "Развитие системы жилищного ипотечного кредитования Воронежской области на 2005 - 2010 годы" (возмещение процентной ставки) и 558 семей по ДОЦП "Развитие системы жилищного ипотечного кредитования Воронежской области на 2011 - 2015 годы" (возмещение первоначального взноса). Общая сумма адресной государственной поддержки составила 148,3 млн. рублей. По состоянию на 31 декабря 2013 года количество претендентов (очередников) на получение субсидии еще весьма велико: их численность составила 571 семья, что составляет в денежном эквиваленте около 180 млн. рублей.

Необходимо отметить, что фундаментальные экономические факторы способствуют замедлению темпов роста развития ипотечного кредитования. Более того, текущая ситуация характеризуется нарастанием скрытых рисков, реализация которых может привести не только к приостановке роста ипотечного рынка, но и к началу его сжатия. Прежде всего - это риски роста безработицы среди потенциальных ипотечных заемщиков и нарастание рисков и проблем с ликвидностью в банковской системе в целом.

3. Высокая степень износа жилищного фонда. Объем ввода нового жилья должен быть достаточным для того, чтобы компенсировать износ старого.

Значительная часть жилищного фонда (около 40%) приходится на дома, построенные 40 и более лет назад, имеющие высокий (свыше 30%) процент износа. На конец 2013 года жилищный фонд, отнесенный к ветхому и аварийному жилью, составил 608,2 тыс. кв. метров. В 2013 году в области снесено 26,2 тыс. кв. метров ветхого и аварийного жилищного фонда.

В определенной мере проблема изношенного жилищного фонда решается путем его капитального ремонта и реконструкции. На начало 2013 года в капитальном ремонте нуждалось 2917 многоквартирных жилых домов. Из них капитальный ремонт в течение 2013 года проведен в 239 многоквартирных домах. Общая сумма затрат на капитальный ремонт многоквартирных домов в 2013 году составила 482 млн. рублей, что на 34,1% меньше, чем в 2012 году.